fbpx

Людмила Сакова : «Конституционный суд дал надежду, что ситуацию с насилием можно изменить»

Конституционный суд признал норму о повторных побоях неконституционной: 9 апреля на сайте суда было опубликовано Постановление, в котором указано, что нормы Уголовного Кодекса должны быть изменены для защиты пострадавших от домашнего насилия. Дело о проверке конституционности положений статьи 116 УК РФ рассматривалось в связи с жалобой жительницы Оренбургской области Людмилы Саковой. Людмилу Сакову систематически избивал брат Геннадий Саков, с которым она проживала в одном доме и не имела возможности разъехаться. Женщина обратилась в Центр защиты пострадавших от домашнего насилия за помощью.

Мы поговорили с Людмилой о вынужденной жизни рядом с агрессором и о том, как можно противостоять насилию, даже если полиция и суд не может защитить. 

  • Людмила, вы прошли несколько судебных инстанций, и теперь есть решение Конституционного суда в вашу пользу — как вы восприняли эту новость? 

Победа в Конституционном суде — это радость, это вера в справедливость! Это благодарность ко всем, кто поддерживал и помогал. Это надежда, что ситуацию можно изменить в лучшую сторону с помощью законов, не прибегая к самым крайним методам. Даже удивление было, что государство признало-таки проблему и готово что-то менять.

А вот сам агрессор ничего менять не собирается. Он по-прежнему уверен в собственной правоте. Ему плевать на решение суда. Мнение людей его не волнует. Про христианские ценности речи вообще быть не может. Единственная ценность для него — его собственные эмоции, инстинкты, рефлексы. Сдерживать их он не хочет. Может, но только если за это ему грозит очень серьезное наказание. Сама я повлиять на него не могу. А обратиться за помощью больше не к кому, кроме как к государству в лице полиции и суда.

  • Вы сейчас проживаете с агрессором? Как он себя ведет с вами?

Я не знаю, почему брат так себя ведёт. Не понимаю, что происходит у него в голове. Так же, как не могу объяснить поведение собак, которые кидаются на людей. Большинство собак — это милые домашние животные. Живут рядом с человеком, охраняют его дом, играют с детьми, даже работают спасателями или проводниками слепых. А иногда попадаются такие особи, которые могут вести себя агрессивно к людям. Почему так происходит, можно только предполагать. Возможно, дело в наследственности — одни породы более агрессивны, чем другие. Возможно, дело в их воспитании в детстве. Если они видели злобу, агрессию, драки в детстве, то, став взрослыми, будут копировать ту же модель поведения. А перевоспитать взрослую особь уже очень сложно. Придется очень серьезно наказывать за агрессию, причем всегда и сразу. Не потом, через месяц-другой, через полгода или даже никогда, а сразу. Если наказывать за агрессию через год после нее, особь ничего не поймет, только озлобится ещё больше.

Именно так и происходит у нас сейчас. Но сама я наказать его не могу, женщина физически слабее. Родственники, друзья, соседи не станут. В ситуации глубокого абьюза рядом вообще никого нет, к кому можно обратиться за помощью. Остаётся полиция и суд. Полиция приезжает, беседует, записывает показания, выдает направление на экспертизу и уезжает. Что произойдет дальше? Закончится конфликт, продолжится или вообще поубивают друг друга — их это не касается. Они сделали все, что положено.

  •  Как вы думаете почему агрессор не останавливается после первого раза, а продолжает свою атаку на жертву?

Агрессор чаще всего не получает никакого наказания. Может быть, когда-нибудь потом, и то не обязательно. А сейчас он получил только положительные эмоции. Он победил. Его боятся. Он повысил свое самомнение, унизив другого. С ним поговорили, выслушали и пошутили — полиция на его стороне. А если жертва сбежала, то абьюзер получает ещё и все имущество, жилплощадь и веру в собственную непобедимость и безнаказанность. Разумеется, при таком подходе агрессия не только продолжается, но и усиливается.

И у нас тоже агрессия никуда не делась. Да, явного физического насилия с синяками и переломами сейчас нет, потому что есть шанс получить за это наказание. А оскорбления, угрозы, кражи вещей продолжаются. Он может в любой момент вломиться в мою комнату, зайти на мой участок сада и делать все, что ему вздумается. Привлечь его за это сейчас вообще никак не получается. Можно написать ещё десяток заявлений в полицию и суд и даже выиграть эти дела, причину конфликта это не устранит и в дальнейшем не защитит ни меня, ни моего ребенка. Реальным решением проблемы, на мой взгляд, было бы удалить агрессора из привычной ему среды и лишить возможности продолжать преступления.  

  • Что может помочь женщине в ситуации домашнего насилия?

Думаю, эффективным было бы применение охранных ордеров. Чтобы они применялись сразу  после первого же эпизода. Можно обратиться к исследованиям по эффективности применения охранных ордеров в странах, где такая практика уже есть. В половине случаев под охранным ордером жертвы не подвергались повторным нападениям. В остальных случаях отмечали значительное снижение агрессии. На мой взгляд, идеальным решением проблемы насилия была бы такая ситуация, когда люди с общими убеждениями жили с такими же, как и они. У нас много людей, которые считают домашнее насилие нормой. Так находите же друг друга, живите вместе и наслаждайтесь. Я не хочу играть в эту игру «агрессор — жертва — защитник». Не хотела в детстве, поэтому меня и не била мать. Не хотела в молодости, поэтому вообще не общалась с братом 25 лет и такими же, как он. Не хочу и сейчас, поэтому и пишу все эти заявления. Раз уж мне приходится играть в эту игру без выбора, я в нее сыграю так, чтобы агрессору больше не захотелось меня в нее втягивать. И пойду до конца. 

  • Что, на ваш взгляд, может служить компенсацией для переживших насилие?

 
А компенсировать ничего не получится. Нельзя изменить уже прожитые годы. Компенсировать прошлое можно возможностью жить в настоящем и будущем без страха за свою безопасность. А ещё я очень хотела бы увидеть своими глазами, что за агрессию в семье можно понести реальное наказание. И показать другим: вот, что бывает с теми, кто с девочками дерётся.
Хотя, если взыскивать компенсацию с абьюзера регулярно, возможно в некоторых случаях это станет тем самым фактором, который остановит его дальнейшую агрессию.

  •  Что вы можете сказать женщинам, которые сейчас находятся в ситуации домашнего насилия?

Другим людям мне трудно что-то советовать. Это их жизнь, их семья, взгляды и убеждения. Тем, кто столкнулся с домашним насилием, самим предстоит ответить на вопрос: вы хотите это продолжать? Если хотите, никто вас не заставит меняться. Если не хотите так жить, — не молчите. Пока вы молчите, никто не сможет вам помочь. Никто даже не знает, что вам нужна помощь. Обратиться можно к родственникам, друзьям, в полицию. А ещё лучше к людям, которые много лет работают с проблемой домашнего насилия и знают его особенности. А молодым людям, которые ещё не столкнулись с проблемой, хочу посоветовать хотя бы  почитать в интернете на тему того, как распознать абьюзера, чтобы не выйти за него замуж (не жениться).

Подробно историю насилия в семье Людмила Сакова рассказала тут.

Беседовала Софья Русова

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять