fbpx

«Половое воспитание — это вопрос здорового общества»: интервью с учительницей государственной французской школы

В начале июня Консорциум женских НПО и Академия безопасности  психолога Ольги Бочковой совместно с исследовательницей Светланой Жучковой при поддержке проекта «Тебе поверят» опубликовали данные совместного исследования о масштабах сексуализированного насилия над детьми в России. Исследование показало, что риск стать жертвой сексуализированного насилия резко возрастает в период с 4 до 6 лет и достигает пика с 7 до 12 лет; до 15 лет держится на достаточно высоком уровне, а с 16-17 лет значительно снижается. Более трети участниц опроса сообщили, что их вообще не обучали основам сексуальной безопасности.

Кроме того, оказалось, что люди, у которых в детстве присутствовало половое воспитание, реже сталкивались с угрозой или фактом сексуализированного насилия. В связи с этим Консорциум направил  в Министерство просвещения предложение ввести в школах в качестве факультативных занятий (классных часов) уроки личной и интимной безопасности для детей. На это обращение  в ведомстве ответили, что «школьная программа уже охватывает необходимый перечень тем по детской безопасности».

По мнению правозащитников тема полового воспитания в обществе воспринимается крайне враждебно, поскольку вокруг нее рождается много домыслов и непонимания, как с ней работать. Более того, сами учителя нередко признаются, что не  готовы говорить об этом с детьми, в том числе из–за отсутствия разработанных профессиональных программ. При этом во многих странах с высоким уровнем правового развития уроки по половому воспитанию включены в обязательную школьную программу  и уже показали свою эффективность в борьбе с насилием, особенно в отношении женщин и девочек. Софья Русова побеседовала с учительницей естествознания Николь, которая рассказала, как проходят уроки по половому воспитанию в государственной школе во Франции и как они влияют на общественный климат в стране. 

  • Николь, расскажите, как устроена французская государственная школа? 

С 3 до 6 лет дети дети во Франции ходят в детский сад. Школьное образование начинается с 6 лет — в этом возрасте дети отправляются в начальную школу, где учатся четыре года. С 11 до 14 лет ученики посещают среднюю школу, которая называется коллеж. В 15 лет они переходят в лицей, где могут учиться три года. Это заключительная ступень среднего образования. В нем уже идёт специализация. 

  • С какого возраста в школе начинают говорить о половом воспитании?

Мы говорим о об этом с первого класса в  рамках программы «моральное и гражданское воспитание». Мы обязаны предотвращать сексуализированное  насилие, объяснять им  как относиться к своему телу, а  также говорим  про равенство между девочками и мальчиками, про уважение, про отсутствие дискриминации. Разговор о морфологических преобразованиях, размножении, начинается в десятилетнем возрасте.

  • Как называется этот предмет?

«Введение в половое образование». Он был введен в обязательном порядке в школах Франции в 2001 году. Теоретически предполагается, что он касается всех возрастов, т.е. начиная с детского сада. Это программа, разработанная министерством образования. Но во Франции у нас есть определенная педагогическая свобода, поэтому как правило в школах  обсуждается  всей командой как можно адаптировать этот курс, учитывая, что  не все аудитории слушателей одинаковы.

  • То есть программа — это в некотором смысле всего лишь некий рамочный набор подходов к теме?

Совершенно верно.

  • Проявляется ли со стороны родителей нежелание, или даже сопротивление тому, чтобы их дети посещали  уроки и получали эту информацию в школе?

Как учительница я сталкивалась с этим как раз в начале 2000-х годах, когда перешла преподавать для более старшего возраста. Я встречала родителей учеников, которые были в некотором смятении, не понимали о чем идет речь и приходили, чтобы  поговорить об этом. Это было неприятие на религиозной почве. Но я обучаю учеников, находящихся в относительно смешанной социальной среде и сейчас  лично у меня не нет примеров неприятия в том числе и по религиозным причинам. При этом я предупреждаю родителей на собраниях, что это является частью обязательной программы. Франция все же основывается на идее, что школьное образование обязательно. Вы не можете забрать ребенка с какого-то из уроков, это невозможно, вне зависимости от того, о каком предмете идёт речь. Даже если некоторые родители и возражают, они не могут отказать своему ребенку в посещении школы. Все это постепенно стало общественной нормой.

  • На ваш взгляд десять лет это достаточный возраст для разговора на такие темы?

Тут надо различать две вещи, так как половое воспитание одновременно является частью курса «морального и гражданского воспитания» и уроков естественных наук. Например, в CM2 ( cours moyen de 2e année- последний год начальной школы, — прим.) им 10 лет, и мы готовим их к изменениям, связанным с половым созреванием. В области естественной науки я обязана рассказывать об изменениях, происходящих в организме в период полового созревания, а также проводить 2-3 занятия в течение года по профилактике сексуализированного насилия, рассказывать о принципе взаимного согласия. Национальная система образования предусматривает обязательные уроки естественных наук по теме полового созревания и репродукции в возрасте 10 лет для детей, которые скоро вступят в период полового созревания. Это ряд занятий, это реальные уроки, когда выставляются оценки и есть контроль за знаниями. Поэтому во Франции мы считаем, что в этом возрасте очень важно, чтобы у них был доступ ко всей этой информации. Что касается того, как ученики на это реагируют, то им 10 лет, некоторые из них уже начали замечать изменения, связанные с половым созреванием, поэтому информация с их стороны очень востребована. Возможно, есть дети, у которых эти темы дома вообще не обсуждаются, и они немного удивлены, что о них говорят в классе. Но с самого начала они знают, что это является частью учебной программы, они все знают, что это обязательно.

  • Как воспринимают эту  информацию дети?

Нежелание учить этот предмет проявляется очень редко. Я думаю, что программа построена очень хорошо, потому что это действительно тот возраст, когда необходимо говорить с ними об этом. Более того, у детей очень много вопросов, они уже многое видели, некоторые из них много обсуждали это дома и могут рассказать, что они знают. Для некоторых учеников, которые могут смущаться, я всегда поступаю одинаково: предлагаю им анонимно написать их вопросы на небольшом листке бумаги, собираю эти вопросы, читаю их дома, сортирую, а затем отвечаю на них в классе. Конечно, никто не знает, кто конкретно задавал тот или иной вопрос.

  • Делается ли различие для девочек и для мальчиков при проведении уроков?

Абсолютно никакого. Понятие гендерного равенства включено в учебную программу с 2001 года. Это предмет, над которым много работают в государственных школах. Но я должна тут кое- что пояснить: я учитель в государственной светской школе. Но несмотря на то, что я работаю  учителем в государственной школе, меня интересует как это происходит в частных католических школах. Я задавала этот вопрос людям, чьи дети ходят в частные школы, и пришла к выводу, что там нет преподавания в части половых вопросов. Это обязательная тема, но я думаю, что учителя не проявляют энтузиазма. Также я думаю, что родители, которые отдали детей в католические школы тоже  не сильно воодушевлены, чтобы с ними говорили об этом на уроках. 

Именно по курсу полового поведения не выставляются оценки, поэтому его очень легко не проводить. В отличие от программы по естественным наукам «Половое созревание и репродукция», который я в основном и преподаю. Остальное же на данный момент не оценивается и его оставляют на усмотрение учителя. В этом году был выпущен отчет, позволяющий немного проследить, к чему мы пришли за период с 2001 года, после введения этого курса. И этот отчет говорит, что мы можем работать лучше.

  • В России часто можно слышать, что всё это довольно личное дело, что если вы хотите заниматься таким просвещением, то можете и должны заниматься этим в семье, а не в государственной школе.

Государственная школа решила, что эта тема является очень важной по ряду причин: это борьба с дискриминацией и борьба с сексуальным насилием. То есть это проблема здоровья общества, социума, в котором мы живем. Есть три аспекта. Это биологический аспект: информация о половом созревании, о заболеваниях, передающихся половым путем, о контрацепции. Второй аспект — психоэмоциональный. Он связан с самооценкой, сексуальной ориентацией, короче, всем, что можно включить в эмоциональное и психологическое развитие. И третий аспект — юридический, то есть когда мы пытаемся бороться против всех видов дискриминации, против сексизма, против домогательств. Тут надо говорить с детьми о принципе добровольного согласия и проинформировать их о том, что это очень важный вопрос с правовой точки зрения. Но эту тему, конечно, в большей степени затрагивают позже — в средней школе, старше 11 лет.  Там учеников информируют об имеющихся у них средствах правовой защиты и рассказывают им о средствах массовой информации и о новостях, о кибербуллинге, о порнографии, обо всех этих вещах.

  • Если родители всё же не хотят, чтобы дети посещали эти уроки, они не могут просто написать заявление и отказаться?

Подобное за все годы случилось со мной только однажды. У меня был разговор с одной мамой, которая думала, что мы собираемся учить детей мастурбации и невесть что в подобном роде. Основной аргумент таких родителей заключается как раз в том, что эта тема относится к частной жизни. При этом, как известно, в девяти случаях из десяти насильники именно принадлежат к сфере частной жизни, той, которая находится ближе всего к ребенку. Мы всегда ставим на первое место именно аспект защиты детей.

  • И все же, что происходит, если родители учеников отказываются отправлять своих детей на эти занятия?

Такого во Франции не бывает. Максимум  что может случиться, это то, что родители начинают жаловаться в разные инстанции. В этом случае они получают «напоминание». Учебный инспектор может отправить им напоминание об обязанности посещать занятия. Но я никогда не сталкивалась с ситуацией, когда ребенок не посещает обязательные занятия. Родители знают нашу светскую систему государственных школ. Если они не хотят подобных уроков, они могут отдать их, например, в частную католическую школу. Есть даже мусульманские дети, которые ходят в частные католические школы. Среди тех же, кто учится в государственной светской школе, сопротивление этим урокам крайне незначительно. Так дело обстоит сейчас и я надеюсь, что так и будет; такая ситуация немыслима во Франции.

  • Как за этот период, больше 20 лет, изменилось общество, изменилась жизнь подростков?

Школа во Франции приспосабливается к изменениям, которые происходят в обществе. Да, для девочек это очень важно, особенно в средней школе, где они проходят курсы по контрацепции, заболеваниям, передающимся половым путем, вопросу согласия, порнографии, равенству между девочками и мальчиками. На моем уровне, когда они ещё довольно маленькие, я вижу, что то, что мы делаем, очень важно. Я уделяю особое внимание теме сексуального насилия и жестокому обращению, которое как правило проявляется именно в близком окружении. Мы продолжает приспосабливаться к изменениям, которые сейчас происходят, когда появились социальные сети, а в них появились домогательства. Кроме того теперь очень рано детям доступна порнография. Ко всему этому нам приходится постоянно приспосабливаться. Эти уроки  помогают детям высказаться, и я уверена, что мы обязательно должны продолжать двигаться в этом направлении.

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять