В ноябре прошлого года мама двоих дочерей Вера Ожерельева была жестоко избита своим бывшим мужем. Мужчина долго издевался над ней дома, потом вытащил на улицу, усадил в машину и повез на кладбище, где собирался, по словам Веры, ее закопать. Собравшись с последними силами, женщина на ходу выпрыгнула из машины и пыталась остановить проезжающие машины. За несколько месяцев до происшествия Вера обращалась в полицию в связи с преследованиями агрессора, но никакой реакции не последовало. Сейчас женщина опасается, что бывший муж уйдет от реальной ответственности и продолжит мстить.
«Первая ночь, когда мы были счастливы»
Вера Ожерельева живет и работает в Бузулуке — это небольшой город в Оренбургской области. Проработав какое-то время в школе, женщина решила открыть свое дело и уже несколько лет руководит детской студией организации праздников «Малинка», сама ведет развлекательные программы и начала обучать профессии новых аниматоров. «Детскими праздниками я впервые начала заниматься 12 лет назад, когда ездила с новогодними поздравлениями в образе Снегурочки. Потом появились другие персонажи, я стала работать над программой, придумывала и покупала новые костюмы. Я очень люблю свою работу, и все, что я делаю, мне самой интересно».
Вера рассказывает, что в первом браке муж применял насилие, она от него ушла с маленькой дочкой, а вскоре встретила другого мужчину и снова вышла замуж. Первые годы брака были спокойными, у них родилась дочь, но потом мужчина начал пить, мог не ходить на работу, и обстановка дома становилась невыносимой. Устав от бесконечных придирок и оскорблений, Вера на время переехала в другой город, но муж постоянно писал ей, говорил, что исправится и уговаривал вернуться. Вера и девочки вернулись, но ситуация не изменилась. «Я была в такой депрессии, мы жили в аду: он напивался уже к 11 часам утра, придирался к дочерям, мог оскорблять их, заставлял делать то, что они не хотят. Один раз за обедом он силой запихнул в рот старшей дочери мант с мясом, хотя она мясо не ест, ее вырвало. Последней каплей стали его постоянные домогательства по ночам. Он угрожал, что если получит отказ, то будет силой делать это при детях», — вспоминает Вера.
В январе 2023 года Вера решилась уйти от агрессора и начала искать жилье. Квартира нашлась не сразу, так как многие владельцы были против домашних животных, а Вера хотела забрать с собой кошек, которых агрессор грозился выкинуть или убить. Через несколько месяцев поисков подходящая квартира наконец нашлась: «Я сняла квартиру и готовилась переехать, когда его не будет дома. Но в очередной раз, уже в апреле, агрессор сильно напился, начал гоняться за старшей дочерью, я испугалась и вызвала полицию. В эту ночь полицейские сами помогли нам переехать в новое жилье».
Первую ночь в квартире было очень холодно, мы спали в одежде, но было так тихо и спокойно, дети хорошо помнят эту ночь, что это была первая ночь, когда мы были счастливы. Нас никто не тиранил, на нас никто не кричал».
В мае Вера официально развелась с агрессором и, как тогда она думала, наконец получила возможность жить счастливо, работать, воспитывать дочек и не вспоминать о прошлом. «Он не затягивал с разводом, и я думала, что все нормально. Ближе к осени у него началась активность: каждый день писал, присылал свои обнаженные части тела, предлагал вернуться к нему за 500 тысяч рублей, ежемесячную зарплату и новую машину. Я это все игнорировала и в итоге просто везде заблокировала».
Однажды, уже после развода, мужчина перелез через балкон и проник в ее квартиру. Вера находилась на работе, и дома были только дочери. По словам Веры, агрессор стал трясти старшую дочь за волосы и кричал «Где мать?».
Когда она узнала о случившемся, сразу вызвала полицейских. Они взяли у нее и старшей дочери показания, но позже «не нашли никакого состава преступления» в случившемся.
«Ты сама виновата, потому что ушла»
Когда Вера ушла от мужа, то смогла забрать только двух из четырех кошек, — остальных мужчина отказывался отдавать, при этом присылал голосовые сообщения, что они голодные и давно не кормлены. Так случилось и 1 ноября, когда уже в вечернее время Вера поехала на своей машине покормить животных к дому бывшего мужа. Убедившись, что женщина приехала одна, агрессор схватил ее за волосы и потащил на кухню, где начал наносить многочисленные удары по лицу и телу руками, а потом взял кастрюлю и продолжил бить уже ей.
«Я думала, что каждый удар, который он наносил, будет последним, их было множество. Но я пыталась сопротивляться. Мне кажется, что я потеряла сознание, потому что он облил меня водой, видимо, чтобы привести в сознание. Потом он вытащил меня на улицу, силой затащил в машину и повез на городское кладбище, где похоронен его отец. Сказал, что “любимые люди будут похоронены вместе”. Когда мы приехали, он не нашел в багажнике лопату и сказал, что сейчас съездим за ней и вернемся. Он мне говорил: «Ты сама виновата, потому что ушла. Я тебя люблю»», — вспоминает Вера. На обратном пути с кладбища она смогла выпрыгнуть из машины прямо на ходу: «Я понимала, что он меня убьет, и никто его не остановит. Я была вся избитая, но думала про девочек, с кем они останутся, кто их будет поднимать. Я собралась с силами, стала пытаться выпрыгнуть из машины, он меня успел поймать за капюшон, держит, а ноги у меня по асфальту волочатся. Я вырвалась и вывалилась на асфальт, и стала тормозить проезжающие машины, просила о помощи». Несколько проезжавших машин остановились, помогли Вере, вызвали скорую и полицию. Все это время бывший муж наблюдал за произошедшем со стороны: «Я видела, что он не уезжает. Может быть, ждал, что никто не остановится, и он сможет меня добить».
С многочисленными травмами Веру доставили в больницу, где ей диагностировали сотрясение мозга, перелом челюсти и глазницы, ушибы. Пострадавшая рассказывает, что до сих пор испытывает проблемы с приемом пищи, — ест только одной стороной челюсти и измельченные продукты. Возможно впереди ее ждет операция в областном медицинском центре. Кроме физической боли, Вера испытала и большую психологическую травму: «Когда я стала выходить из палаты, то меня узнавали другие пациенты, говорили, “это же наш аниматор, это наша Барби. Почти два месяца я не могла вернуться к работе». Кроме проблем с челюстью сейчас Вера не может брать заказы по работе в том объеме, в котором брала раньше, отказываться от вечерних программ приходится и по соображениям безопасности- бывший муж Веры находится на свободе- с него взята лишь подписка о невыезде. Женщина признается, что ее доходы сильно упали и сама она не смогла бы оплатить услуги адвоката : «Я очень рада, что я нашла помощь в Центре защиты пострадавших от домашнего насилия. У нас сложно найти адвоката и финансово я бы не смогла сейчас оплачивать его услуги».
По словам Веры, когда ее знакомые узнали о произошедшем, то очень многие поддержали: «Когда он избивал меня, то выдрал мне практически все волосы, и в больницу ко мне приходила моя парикмахер, сделала стрижку, приходили поддержать клиенты».
Кроме того, Вера рассказала о случившемся на своей странице в соцсетях: «Я боялась, что не будет понимания среди подписчиков, ведь я вела канал про праздники, про радость, но оказалось, что наоборот. После моего ролика был очень большой отклик от женщин, которых тиранят мужья, избивают, применяют к ним насилие, даже из нашего города мне многие писали и со всей России писали, очень много историй. Поддерживали даже мужчины. Эта поддержка для меня важна, многие сейчас спрашивают — будет ли суд? Писали, конечно, и всякие гадости, но в основном с новых аккаунтов, которые завели как будто для того, чтобы написать мне что-то оскорбительное».
Адвокат Анастасия Турыгина рассказала, что в настоящее время органами предварительного расследования возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении бывшего мужа Веры по статье причинении вреда средней тяжести (ч.,1 ст.112 УК РФ). «Вместе с тем мы полагаем, что в действиях бывшего супруга Веры Владимировны содержатся и другие составы преступлений. Будем добиваться, чтобы следствием была дана правовая оценка всем совершенным преступлениям и виновного привлекли к уголовной ответственности».
Вера говорит, что на очной ставке с бывшим мужем он заявил следователю, что раскаивается, но она в это не верит. «Буквально несколько дней назад мы поехали с дочкой в магазин, где встретились с ним. Он с ухмылкой спросил меня «Как ты, дорогая?»» Это человек, который меня убивал!».
Вера рассказывает, что до случившегося нападения ей было стыдно рассказывать родственникам, о том, что у нее происходит. Более того, агрессор практически изолировал ее от друзей, фактически ограничивал в общении с родителями. «Его тетя много общалась с младшим ребенком раньше, а когда я вышла из больницы, через детей стала оказывать давление на меня, говорила, что я «сама виновата». Свекровь же звонила внучке и пыталась выяснить, с кем мы сейчас живем. Такое впечатление, что они не понимают, что произошло. Соседи с улицы, где живет бывший муж, тоже встали на его сторону, говорят, что знают их семью 50 лет, а я выдумщица. Но я рада, что я такая сильная духом, что я спаслась, живу, вижу своих детей. Ценю каждый момент жизни».
Вера уверена, если агрессор не понесет реального наказания за случившееся, то он продолжит преследовать ее и дочерей, а это значит, что второго спасения может и не быть.
Текст: Софья Русова