fbpx

Ирина Горшкова: «В сфере труда женщина до сих пор подвергается дискриминации»

28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда. Первая международная церемония состоялась в 1996 году в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. С этого момента Международные дни постепенно начали отмечаться профсоюзами во всем мире. Последние годы они активно борются против гендерной дискриминации, которая так еще не искоренена в социально-трудовой сфере. Как показало недавнее исследование Конфедерации труда России (КТР), мужчины получают заработную плату на 39% большую, чем женщины.

В основном это связано с гендерными стереотипами, недооценкой труда в бюджетном секторе, где преимущественно заняты женщины, неэффективной поддержкой семей с детьми и прямой дискриминацией. Что делать с этими и другими причинами, как харассмент влияет на производительность труда и что могут сделать профсоюзы в борьбе с гендерной дискриминацией мы поговорили с ответственным секретарем по гендерному равенству КТР, кандидатом философских наук Ириной Горшковой.

  • Летом 2019 года в Женеве на Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) была представлена Конвенция об искоренении насилия и домагательств в сфре труда (Конвенция 190). Почему на ваш взгляд Россия воздержалась от голосования по этой конвенции и не предпринимает никаких шагов к ее ратификации сейчас? 

Действительно, предложение КТР включить новую Конвенцию МОТ № 190 в список конвенций для рассмотрения возможной ратификации необходимой поддержки пока не нашло. Мы предлагали включить её в Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и правительством на ближайшие 4 года. Проблема должным образом не осознана ни правительством, ни сообществом работодателей, ни, стоит признать, частью руководства профсоюзов тоже. Дело и в официальной консервативно-традиционалистской риторике и навязывании вредных стереотипов, и в поколенческой слепоте, и в недостаточном давлении со стороны активной части общества. Если говорим о гендерно-обусловленном насилии, то мы же понимаем, что «природа» этого явления комплексная, во многом системная. Поэтому, возможно, потребуется еще не один год нарастающих усилий, чтобы правительство России сделало этот важный шаг – ратифицировало Конвенцию № 190. 

Но и во всем мире этот процесс идет не слишком быстрыми темпами. На сегодняшний день конвенцию ратифицировали всего пять стран: Уругвай, Фиджи, Намибия, Аргентина, Сомали. Еще две страны – Италия и Эквадор – завершают процесс на национальном уровне. 

  • Насколько активно женщины вовлечены в профсоюзную деятельность? И на каких позициях женщины в них находятся? 

Я буду говорить о КТР (Конфедерации труда России) – втором по размеру после ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) профсоюзном объединении России. У нас действует комиссия по гендерному равенству, в которую входят представительницы и представители практически всех членских организаций. Мы считаем, что женщин пока недостаточно ни среди рядовых членов, ни в руководящем составе. Хотя ситуация пусть и медленно, но меняется. На эту проблему мы обращаем внимание и в нашей резолюции, которая была принята в 2019 году и в повседневной работе, продвигая тему гендерного равенства в социально-трудовой сфере и призывая решать эти вопросы с использованием профсоюзных возможностей. 

  •  Год назад вы вместе с Ольгой Мирясовой представили исследование о гендерном неравенстве в российской высшей школе. Если говорить в целом, гендерное неравенство в высшей школе сократилось за последнее время? 

Это исследование основывалась на данных, собранных уже около пяти лет назад. Новых исследовательских данных у нас пока нет. Поэтому так важно, чтобы на систематической основе в вузах собиралась гендерная статистика об уровне реальных зарплат, о должностном росте, нагрузках. В профсоюзе «Университетская солидарность» несколько лет назад были попытки внести такой пункт о зарплатах в коллективный договор, однако, например, в МГУ им. М.В.Ломоносова, это вызвало крайне бурную реакцию со стороны представителя администрации, который вместо обсуждения по существу стал прямо в ходе совещания делиться своими простодушными мыслями о том, что «вообще-то, место женщин на кухне». 

  •  Стали ли женщины сами лучше чувствовать и распознавать ситуации, связанные с гендерным неравенством? 

Если говорить о КТР, то благодаря в том числе и деятельности нашей комиссии, члены организации пытаются ставить вопросы гендерного неравенства в своих профсоюзах, проводят разъяснительную работу, участвуют в обсуждениях, спорах. Это не проходит бесследно и для женщин, и для мужчин – членов наших организаций. При активной поддержке со стороны руководства КТР вопросы гендерного равенства постепенно укореняются в общей повестке нашего объединения. 

  •  Насколько высокой сегодня в России остается гендерная дискриминация в оплате труда? 

Экспертный совет КТР подготовил специальный доклад, посвященный гендерному разрыву в оплате труда. В нем применяется менее распространенный расчет разницы, а именно, не какую долю составляет зарплата женщин от зарплаты мужчин, а насколько должна вырасти зарплата женщин, чтобы сравняться с зарплатой мужчин. Эта цифра составляет 39%, и в нашей стране этот показатель растет с 2013 года. Основная часть этого гендерного пробела связана с гендерными стереотипами, недооценкой труда в бюджетных секторах, где преимущественно заняты женщины, неэффективной поддержкой семей с детьми, дискриминацией. Главное же внимание доклада сосредоточено на мерах по изменению ситуации в стране.

  • Как объяснить просто, что харассмент и домогательства снижают работоспособность и в итоге вредны для компаний? К сожалению, иногда складывается впечатление, что руководители этого до сих пор не понимают.

В условиях нарастающего общественного внимания к вопросам насилия и харассмента на работе, со временем такие компании будут определяться как не имеющие грамотной политики в отношении человеческих ресурсов, в том числе понятных мер по предотвращению насилия, по обращению с его последствиями. Это компании, у которых на рабочем месте не сформирована культура того, что насилие недопустимо. Из этого следуют риски негативного публичного имиджа и репутационных потерь из-за инцидентов по поводу насилия и харассмента.

Игнорировать вопросы насилия и харассмента означает не повышать безопасность рабочего места, иметь дело с экономическими потерями, возможными судебными издержками. Что происходит с работницами и работниками, подвергающимися насилию? Пострадавшие могут вынужденно отсутствовать на работе, увольняться. У них могут возникать проблемы со способностью концентрироваться, с продуктивностью работы. В худшем случае, насилие на работе может привести к смерти работников или нерождённых детях беременных жертв насилия. 

  • Как вы считаете, сегодня в России есть все необходимые для охраны и безопасности труда работниц?

К сожалению, безопасность труда – это глобальный вопрос и не случайно МОТ и международные объединения профсоюзов привлекают к ней особое внимание, отмечая 28 апреля Всемирный день охраны труда. 

Если говорить о гендерных аспектах охраны труда, то важно, чтобы меры по недопущению насилия и харассмента были интегрированы в систему охраны труда. Поэтому на требование ратифицировать Конвенцию № 190 следует смотреть в более широком контексте. Это вклад в реализацию прав женщин, в реализацию целей достойного труда, в улучшение здоровья и безопасности на работе и совершенствования трудовых отношений. 

Кстати, Россией ратифицированы конвенции МОТ о безопасности и гигиене труда, и сейчас на международном уровне прикладываются усилия, чтобы глобальный стандарт о безопасности труда вошел в короткий перечень так называемых основополагающих конвенций МОТ. Но ратификация конвенций МОТ – условие необходимое, но недостаточное для того, чтобы права трудящихся женщин и мужчин были надежно защищены. Движущей силой в трансформации реалий должны и могут стать боевые объединения работников, а как показало принятие Конвенции № 190 – активная позиция феминистских групп в профсоюзном движении. 

Беседовала Софья Русова

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять