Депутаты партии «Единая Россия» заявили, что уже весной следующего года в Госдуму будет внесен законопроект об охране здоровья эмбриона. Учитывая, что за последние годы сложилась практика отсутствия публичной дискуссии с вовлечением в нее тех, кого законопроекты касаются непосредственно и ускоренный режим принятия подобных законов, можно предположить, что закон будет принят уже весной.
Авторы инициативы предложили поправку к федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В случае ее принятия, первый пункт закона, где сказано «Каждый имеет право на охрану здоровья», будет дополнен словами «как до, так и после рождения».
По словам депутатов это никак не повлияет на право женщин на аборт.
Российские пролайферские движения, которые годами лоббировали эту инициативу, действовали по абсолютно американской кальке, умышленно создавая коллизию между правами женщины на здоровье и планирование деторождения и так называемыми правами эмбриона.Так это делали, запрещая аборты в США и в Польше.
Другой цели у этого проекта нет. Тезисы о том, что цель закона — оказание эффективной медицинской помощи в период беременности — манипуляция и обман. Также как и заявление, что “налицо казус, при котором помощь ребенку до рождения оказывается, а объекта этой помощи официально не существует”. Это неправда. Субъект помощи — беременная женщина. Именно ей, ее телу оказываются медицинская помощь, когда она связана со здоровьем плода. Здоровье беременной женщины и плода уже сегодня охраняется законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядком оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (в него же входит медицинская помощь в ситуации разных пороков плода, в целях сохранения беременности).
Новым проектом депутаты умышленно хотят женщин лишить субъектности, и обойти норму Конституции, которая говорит, что “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.”
А так как медицинских целей проект закон явно не преследует, то нужен он только для одного. Запрет абортов. Но негативные последствия в случае принятия этого закона повлияют не только на право на аборт, но и в целом на права женщин, что уже показал опыт США, Польши и других стран.
Например, в 2022 году Верховный суд США пересмотрел позицию по вопросам абортов, и по сути утвердил право на жизнь эмбриона. Это привело к целой серии случаев, когда женщинам было отказано в экстренной медицинской помощи при беременности из-за угрозы причинить вред плоду.
В 2021 году у Джоссели Барника случился выкидыш на 17 неделе беременности. Она обратилась в больницу, но врачи не оказывали ей помощь, так как у плода еще билось сердце. В итоге и Барника умерла от сепсиса в стенах больницы в 21 веке. Неделю назад в Техасе истекла кровью Порша Нгумези, у которой начался выкидыш на 11 неделе беременности, врачи не оказали ей экстренной помощи. Еще две женщины по тем же причинам погибли в штате Джорджия. Вот так “право на жизнь плода” приводит к смертям всех. Кроме того, из-за этих законодательных изменений в США на 13% выросла младенческая смертность (80% новых случаев смерти младенцев связаны с серьезными патологиями плода).
А как быть в ситуации, когда беременной женщине требуется экстренное лечение, но оно может повлиять на «здоровье» плода? Будет ли такое лечение назначаться беременным женщинам после принятия этого законопроекта? Практика других стран показывает, что нет.
В Польше, где закреплено право на жизнь эмбриона, женщины регулярно сталкиваются с отказом в оказании медицинской помощи, потому что это может навредить плоду. Так, например, З. и ее плод погибли, потому что медики Польши отказались лечить язвенный колит З. из-за угрозы навредить плоду. Совсем недавно Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин провел расследование на эту тему в отношении Польши, так как беременные женщины там систематически умирают из-за отказа врачей оказать им медицинскую помощь. Врачи же боятся навредить плоду, потому что за это они подвергнуться серьезной ответственности.
Этот закон никому не принесет здоровья, наоборот, он прямая угроза здоровью и жизни женщин.