С сексуальными домогательствами на собеседованиях сталкивались 13,5% работников, показал недавний опрос HeadHunter, а исследование сервиса SuperJob в начале года показало, что после ковида женщины стали чаще сталкиваться с харассментом на работе со стороны коллег. Сделать рабочее место безопасным и комфортным для работниц — задача руководителей из разных сфер рынка труда, уверены правозащитники. Мы поговорили с тремя работницами из разных трудовых сфер и узнали, какие меры предпринимают и не предпринимают работодатели для решения этой проблемы. Все девушки попросили об анонимности.
Дизайн-студия
Примерное кол-во сотрудников до 40 человек
Лидия, операционный директор
Сейчас у нас в компании работает больше 30 человек. На текущий момент у нас нет специальных практик, которые касались бы гендерных вопросов и харассмента. Но все, кто становится частью нашей команды знакомы с общими принципами уважения к каждой сотруднице и к каждому сотруднику как к человеку. Мы, например, начали использовать феминитивы и подчеркивать, что в компании работают люди с разным опытом и историей.
С точки зрения регулярных практик у нас сейчас есть два основных направления: встречи один на один (one to one) и асессменты, на которых можно в любом формате рассказать о том, что происходит с человеком. После этого мы запрашиваем обратную связь у всех, кто с чем-то тревожным сталкивается в своей работе. Формат «один на один»- это возможность поговорить с hr или менеджером о вещах, которые волнуют сотрудника. Раз в квартал у нас проходят ассесменты, на которых тоже можно поговорить и с руководителем о рабочих и не только процессах, которые влияют на самоощущение сотрудника в студии.
Отмечу, что одна из непроработанных проблем — это политика общения в чатах. Например, иногда при общении могут возникать сескистские шутки и мы не всегда это отслеживаем. Конечно, когда это попадает в поле зрения- мы это блокируем, но не делаем это регулярно.
При этом у нас есть сотрудник, который проверяет психологическое состояние людей в студии, это помогает нам узнать о конфликтах, если они есть, тогда подключается менеджер для решения этих конфликтов. В общем, мы стараемся держать «руку на пульсе», чтобы знать, все ли нормально.
На мой взгляд, нам не хватает стандартных политик и регламентов, что делать, если кому-то из сотрудников стало некомфортно и что делать если возникает кейс харассмента, но мы как раз планируем этим заниматься в ближайший год. Кроме того, сейчас мы работаем полностью удаленно и все общение происходит онлайн и маловероятно, что возникнут абьюзивные отношения среди сотрудников.
It- компания
примерное кол-во сотрудников до 500 человек
Елизавета, сотрудница компании
Я работаю в It- компании, во многом это одна из самых прогрессивных отраслей, но я не могу сказать, что у нас принято обсуждать этические нормы поведения на работе, в том числе проблему харассмента и принимать какие-либо меры. Лично я с таким столкнулась однажды. Всего я работаю в этой компании больше трех лет. У нас нет обязательного посещения офиса и разрешен гибридный график работы. Поэтому в большинстве все работают удаленно, но у нас есть офисы в трех крупных города, куда сотрудники приходят работать. За год у нас проходит достаточно много разных корпоративов: на которых собирается весь коллектив в 500 человек, до небольших «междусобойчиков», которые могут проходить пару раз в месяц. И в основном какие-то некорректные моменты в отношениях случаются именно на корпоративах. Лично у меня был случай, когда во время корпоратива ко мне подошел человек и навязчиво звал пойти с ним танцевать, я отказываюсь, но он начал вытаскивать меня на танцпол, стал трогать меня за интимные места. Кто-то из присутствующих вмешался, но дальнейшего разбора ситуации не было.
У нас есть внутренняя кадровая служба и примерно раз в квартал она с каждым из сотрудников лично общается и спрашивает о проблемах и о том, что происходит, в том числе в климате коллектива. О проблеме неподобающего отношения к девушкам со стороны мужчин и я и другие девушки говорили специалисту по кадрам, но чтобы этот вопрос обсуждался дальше я не слышала.
Я думаю, что введение определенных внутренних политик было бы полезно и хотя бы для кого-то могло работать как сдерживающий фактор и в итоге всем было бы комфортнее психологически в коллективе. Пока у нашего директора политика невмешательства в межличностные конфликты: «разбирайтесь сами, делайте как удобно, только работайте».
Изображение от gpointstudio на Freepik
Вспомнился еще опыт работы в административном отделе строительной компании, тогда мне был 20-21 год, иногда я должна была общаться с рабочими и прорабами. А весь руководящий состав состоял из восточных мужчин, и у них было отношение ко мне «подай-принеси». Также предъявлялись стандарты к внешнему виду, после работы было нормой предложить подвезти до дома, а иногда и позвать в сауну.
В целом я считаю, что в прогрессивном молодом коллективе не должны возникать случаи харассмента и разного рода домогательств, в том числе и к мужчинам, но если что-то подобное происходит, конечно лучше иметь понимание и практики, как этого не допустить или прекратить.
Сеть салонов красоты
примерное кол-во сотрудников в одном салоне до 15 человек
Екатерина, мастер маникюра и массажистка
Я бы хотела поделиться опытом, когда защита нужна не только внутри коллектива, но и за его пределами. Я работаю в сетевом салоне красоты несколько лет. В эту сферу я пришла, когда искала подработку, но в целом получилось зарабатывать больше, чем в другом месте и я стала работать по нескольким направлениям, в частности, массажисткой. Я читала и слышала разные истории, что к девушкам пристают на сеансах массажа мужчины- мастера, в моем же опыте случились истории противоположные: приставали ко мне. У меня был постоянный клиент мужчина, на первый взгляд ничего особенного- в больших городах мужчины давно пользуются разными услугами в салонах красоты. Несколько сеансов прошло спокойно, мы о чем-то говорили, но ничего личного не затрагивали. Потом он стал задавать мне вопросы о личной жизни, пригласил в кафе- я отказалась.
Через две недели он появился снова и попросил массажировать ему область ниже спины, сказав, что в этой части он испытывает боль. Я отнеслась к этому профессионально, но в следующий раз он лег на массажное место полностью голым. Я не знала как себя вести и попросила одеться, он отказался, но я все таки продолжила процедуру. После этого я сразу же рассказала о случившемся администратору- не знаю, как именно она это восприняла, но никаких замечаний клиенту не сделала. Когда история повторилась, я вышла и отказалась делать массаж. В общем, вышел скандал, где я была выставлена виноватой. Через какое то время я написала руководству письмо и сообщила, что хочу работать дальше, но такие ситуации недопустимы. После долгой паузы мы поговорили лично и меня спросили, точно ли мне не показалось, потому что «клиент всегда прав».
Салоны красоты конечно относятся к сфере услуг, но это не дает право клиенту так себя вести. Я предложила разработать правила поведения в салоне для клиентов и основания, по которым им может быть отказано в обслуживании. Но увы, никто не стал воспринимать мою идею всерьез.
Через какое-то время я уволилась и сейчас пока у меня только частная практика- я работаю дома и с проверенными клиентами. Думаю, что если бы руководство салонов приняло решение в мою защиту, то я бы не стала увольняться, так как в целом мне нравилось работать в коллективе. Я хочу пожелать другим девушкам, чтобы они с этим не сталкивались никогда.
Изображение от creativeart на Freepik