Летом 2023 года Олеся познакомилась на сайте знакомств с 48-летним врачом Александром Масловым. Вскоре девушка стала ощущать с его стороны психологическое давление, ревность, контроль и в итоге решила расстаться. Мужчина не принял отказ и стал угрожать Олесе, а в октябре 2024 года ударил ее и отрезал ножницами волосы. Вероятнее всего, Олеся была не единственной пострадавшей от рук агрессора. Полиция дважды отказывалась возбуждать уголовное дело, в том числе ссылаясь в своих постановлениях на то, что не смогли найти Маслова. При этом мужчина продолжает работать в одном из ведущих лечебных учреждений региона.
Знакомство и «звоночки»
«Мы встречались меньше года, был период, когда мы расставались на несколько месяцев, и никогда не жили вместе. Несмотря на мой возраст и наличие ребенка от первого брака, я хотела создать крепкую семью, родить еще ребенка, заключить брак. Но, как выяснилось позднее, цели у Саши были другие. Он начал предлагать для меня неприемлемые в интимном плане вещи, вспоминать и рассказывать про свои “достижения” сексуального характера и намекать, что это для него крайне необходимо. Здоровые, счастливые отношения его не интересовали, я все чаще задумывалась о том, что необходимо поставить точку. Меня смущало и то, что он никогда не рассказывал о своих бывших девушках, зато позднее в процессе общения предлагал посмотреть их совместное любительское порно», – рассказывает Олеся.
Знакомство с Масловым пришлось на сложный период в жизни женщины: после начала СВО в ее бизнесе начались проблемы, которые сказались на здоровье – наблюдение у врача и прием соответствующих препаратов помогали лишь немного заглушить симптомы расстройства психического здоровья.
«До знакомства с Александром я предполагала, что человек работающий врачом, не способен причинить вред, а уж тем более применить физическое насилие. Я ему доверяла и рассказывала про свое состояние, делилась переживаниями. Он был осведомлен о причине приема сильнодействующих лекарств и об их количестве, неоднократно говорил, что стрессы и беспокойство в моем состоянии противопоказаны. Но вскоре я почувствовала, что он хочет меня подавлять, были “первые звоночки” какой-то скрытой агрессии. Практически при каждом диалоге прослеживались язвительные упреки и желание обидеть меня, выместить на мне негатив. В глубине души я понимала, что долго эти отношения не просуществуют, но тут периодами у Александра возникали планы на совместное будущее… Сейчас я понимаю, что это типичное поведение манипулятора. Не исключаю, что он оттягивал расставание, так как понимал, что не хочет и не сможет нести ответственность, необходимую для создания счастливого союза. Постоянные подозрения, навязчивая привычка проверять все мои мессенджеры стала меня раздражать и напрягать. В сентябре я приняла решение прекратить общение», – вспоминает женщина.
После того, как Олеся предложила Александру расстаться, он опять приходил к ней домой, выбирая время, когда ребенок находился в школе.
«Однажды дочка была на больничном, мы пили чай, а когда она отлучалась от стола, он начинал шепотом произносить в мой адрес обидные и унизительные слова и выражения. У него была возможность урегулировать конфликт и проявить себя более достойным образом, но ему явно доставлял удовольствие это деструктивное поведение. Для него это было поводом для причинения моральной и физической боли мне, и это, как мне показалось, явно ему нравилось и было для него не впервой. Вспоминаю, как он прислал письмо, что если увидит меня в городе, то “вцепится в горло зубами”, а я буду лежать в луже крови “с перегрызенной сонной артерией”. На словах сказал, что если встретит, то совершит акт сексуального насилия», – описывает тот период пострадавшая.

После этого, по словам Олеси, общение с бывшим партнером она прекратила, пока 23 октября он вновь не пришел к ней домой с просьбой поговорить: «Я хотела избежать скандала на глазах у соседей и пустила его в квартиру. Вел он себя беспокойно, все время осматривал квартиру и, отмечая какие-либо обновки, говорил, что это подарки от мужчины. Поскольку я человек культурный и воспитанный, не способный оказать сопротивление, так как у меня хрупкое телосложение и, конечно, сказывалось действие сильнодействующих седативных препаратов, я решила побеседовать с ним спокойно. Подогрела обед, предложила чай… Но чем больше он у меня находился, тем больше “закипал”, оскорблял, угрожал, что испортит мне жизнь… причем самым изощренным способом. Пытался меня трогать и зажимать, принудительно обнимал и пытался приставать. Не находя ответных действий с моей стороны, продолжал вести себя самым мерзким образом, сообщив, что его поведение обусловлено присутствием в нем бесов».
В процессе конфликта мужчина словно невзначай снял с головы Олеси заколки, ее собранные волосы оказались распущенными. В какой-то момент она села на диван, продолжая с ним говорить. Он, поддерживая диалог, открыл кухонный шкаф, достал оттуда большие острые хозяйственные ножницы и направился в ее направлении.
«По выражению его лица я поняла, что у него появилось недобрые намерения.Оцепенев от ужаса, я не могла пошевелиться. В тот момент я не знала – воткнет он в меня эти ножницы или нет, так как он стоял надо мной высоко подняв руку с ножницами. В итоге он сел на меня сверху так, что я оказалась полностью обездвижена, не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Убедившись в том, что я достаточно напугана и не могу физически оказать сопротивление, Маслов собрал все мои волосы в свою руку, резко натянул их вверх и начал стричь. Будучи физически крепким человеком, он остриг волос в один подход. На макушке остались торчать остатки волос длиной около 2-3 см. Когда я начала плакать, он меня ударил», – рассказывает Олеся.
После этого он с усмешкой сказал, что так ему больше нравится и что волосы отрастут через месяц, поэтому причин расстраиваться нет. А все затраты на восстановление он порекомендовал возложить на некоего несуществующего моего воздыхателя.
Пострадавшая вспоминает, что Маслов аккуратно собрал отрезанные волосы и унес их с собой.
Не смогли найти
После случившегося Олеся обратилась в полицию и написала заявление, однако уже в ноябре получила отказ в возбуждении уголовного дела. В постановлении сказано, что «в ходе проведения проверки по данному материалу достаточных данных, указывающих на наличие признаков состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115 УК РФ не добыто». При этом, как указано в том же постановлении, сотрудники полиции просто не смогли найти Маслова: «в ходе проведения проверки неоднократно осуществлялись звонки на абонентский номер телефона Маслова А.И., на телефон никто не ответил, по месту жительства дверь никто не открыл».
По словам Олеси, когда агрессор остригал ей волосы, он проговорился, что залезал в ее телефон и для непонятной цели скачал все фотографии ее дочери.
Пока полиция проводила проверку по обращению Олеси и не могла установить местонахождение агрессора, сам Маслов пришел в полицию и написал на нее заявление о том, что она якобы вымогала у него 500 тысяч рублей: «Он перестал мне что-то писать и угрожать как раньше, пошел вот таким путем, чтобы доставить мне неприятности. При этом по его заявлению меня сразу вызвали в полицию, чтобы опросить».

Олеся предполагает, что она могла быть не единственной жертвой агрессивного поведения Маслова и поэтому решила рассказать свою историю публично: «Когда я заводила с ним разговор о прошлых отношениях, он уклонялся от ответов, только рассказал, что у него есть ребенок, но бывшая жена не дает ему с ним видеться. Кроме того, был один эпизод, который теперь я воспринимаю совсем иначе. Однажды он передавил мне сонную артерию, я уже почти начала терять сознание, а он засмеялся и сказал, что это шутка. Что он врач и каждый день работает с людьми».
После произошедшего пострадавшая обратилась в федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, где работает Маслов, с просьбой провести в отношении него проверку, однако в центре ответили, что «факты, изложенные в обращении, не относятся к трудовой деятельности врача Маслова».

Не только Олеся?
В судебной картотеке Хабаровска содержится как минимум два решения суда в отношении Александра Ивановича Маслова о привлечении его к административной ответственности за побои. Эти данные полностью совпадают с данными врача, с которым состояла в отношениях Олеся. Так, в июле 2018 года суд признал человека по фамилии Маслов виновным в нанесении побоев женщине (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и назначил штраф в виде пяти тысяч рублей. Он пытался оспорить этот штраф, но проиграл в апелляции.
Другой эпизод произошел в марте 2022 года. Потерпевшая женщина рассказала в суде, что Маслов без ее согласия ворвался в квартиру, воспользовавшись тем, что двери были открыты, так как в тот момент грузчики привезли мебель и должны были ее заносить в квартиру. Она преградила ему дорогу, в этот момент присутствовала ее средняя дочь. В решении суда указано: «Маслов хватал ее за руки, толкал, выкручивал руки, причинил ей физическую боль. Он оттолкнул также и ее дочь, которая спиной ударилась о дверь. Конфликт видела и ее мама, которая вышла на шум из комнаты. Маслов пытался пройти в комнату, где спал ее младший ребенок. Конфликт слышал также и свидетель БЕЮ, который в этот момент был на громкой связи по телефону. Всеобщими усилиями удалось добиться того, чтобы Маслов покинул ее квартиру. На протяжении длительного времени Маслов А.И. преследует ее и ее семью». По этому эпизоду Маслову снова назначили лишь административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Адвокат-координатор Центра защиты пострадавших от домашнего насилия Александра Кузнецова считает, что отказ в возбуждении уголовного дела предстоит оспорить через прокуратуру: «В делах о домашнем насилии агрессоры часто намеренно пытаются нанести не просто физический вред, но и причинить боль через нанесений шрамов на лице, теле. В подобных случаях, как например в одном из дел, где женщина была вынуждена прибегнуть к услугам пластического хирурга, чтобы скрыть последствия пореза на лице, по закону можно рассчитывать, что обезображивание лица будет учтено как признак тяжкого вреда здоровью. В случае же с обриванием налысо или отрезанием косы, хотя мы понимаем, что вред был нанесен существенный – и психологический, и финансовый, так как все парикмахерские услуги стоят немалых денег – рассчитывать на “утяжеления статьи” не приходится. Сейчас в деле Олеси важно добиться отмены постановления об отказе в возбуждения уголовного дела через прокуратуру. К сожалению, мы видим, как система в очередной раз считает насилие против женщины просто “разборками”, “скандалом” и не хочет расследовать обстоятельства дела».
«После произошедшего я испытывала самый настоящий ужас, боялась выходить на улицу и не могла смотреть на себя в зеркало. Я перебрала несколько парикмахерских, чтобы найти мастера, который хоть как-то привел мои волосы в порядок. Мне до сих пор снятся кошмары, связанные с воспоминаниями о том дне. Я боюсь заходить в подъезд, боюсь за дочку», – описывает свое состояние Олеся.
Мы попросили рассказать, как можно распознать признаки насилия в отношениях кризисного психолога-травматерапевта, волонтерку проекта ТыНеОдна Кристину Макаренкову.

На что женщине/девушке стоит обратить внимание при общении с партнером, если вы вместе не проживаете? Что может быть признаками психологического насилия?
Важные «красные флаги» в отношениях, которые могут говорить, что отношения развиваются в потенциально небезопасном ключе это:
1. Контроль. Многие девушки, считают, что излишний контроль, ревность, проверки – это страх потерять,а значит и залог настоящей любви, однако, не стоит путать «позвони, как доберешься, я волнуюсь» и «позвони мне по видео, покажи, где находишься». Иными словами, если вам кажется, что проверки чрезмерны, вам не кажется.
2. Нарушение личных границ. Важным признаком здоровых отношений является уважение личных границ, вашего личного пространства, телефона, друзей, работы, хобби. Поэтому на просьбы показать переписку, отказаться от любимого дела и прочих похожих требований стоит обратить внимание.
3. Ограничение общения. Если молодой человек запрещает вам общаться с семьей или друзьями, потому что «они его не любят», «настраивают вас против», «завидуют» или еще под каким-либо предлогом, это тоже «звоночек» абьюза.
Если партнер заводит разговор с вами о практиках секса, которые вам неприятны- может ли это говорить о желании подавлении и насилии? Стоит ли задумываться о перспективах дальнейших отношений?
В целом, секс, прелюдия, объятия, прикосновения, должны быть обоюдно приятными. Поэтому, если вас, скажем, сильно сжимают, хватают так, как вам не нравится, скажите об этом прямо, и если ваша просьба игнорируется, не стоит идти дальше.
Что касается, например, обсуждения сексуальных предпочтений и практик, будьте искренни. Это важно. Если у вас уже был негативный опыт и тема болезненна, стоит до начала отношений или проработать это со специалистом- психологом, или же хотя бы для самой себя составить список того, что вам самим нравится и приятно, а что нет. Что вы не знаете, но хотели бы попробовать, а что вызывает отторжение или чувство унижения, например. Важно не притворяться и не бояться, что партнер подумает или отвергнет вас, если вам чего-то не хочется. Вы, как и он, имеете равные права в сексе. Никто здесь не в праве диктовать условия, а если на вас давят, скажите об этом, если партнер продолжает давление (даже в обсуждении), прервите отношения.
Как можно объяснить с психологической точки зрения желание мужчины навредить женской внешности? К сожалению история Олеси не единственная, где наносится вред внешности.
Внешность женщины исторически считалась своеобразным капиталом или силой. Поэтому желание испортить ее красоту, навредить внешности сродни желанию сломать ее, оставить ни с чем.
К сожалению, соглашусь, среди историй насилия и в моей практике часты случаи обливания краской или помоями, синяки, порезы и повреждения именно на лице, отсюда же и случаи облития кислотой в криминальной хронике.
Важный момент, в истории есть момент «побоялась, что подумают соседи и впустила». Многие, к сожалению, очень боятся, как будут выглядеть на работе, в глазах друзей, семьи или соседей. Ваша жизнь и здоровье намного ценнее общественного мнения! Вы ценны для ваших близких несмотря на то, что они когда-то могли сказать в сердцах. Поэтому если вам угрожают не стесняйтесь попросить коллегу, подругу или соседку вас встретить или хотя бы проследить из окна, а также заявить в полицию.
Часто ли из вашей практики от психологического насилия мужчина/агрессор переходит к фазе физического насилия?
Склонность к насилию имеет и психофизиологическую подоплеку, проще говоря, это как наркотик, мысли о котором, ожидания, акт насилия дают человеку мощную порцию гормонов. Если что-то, например, психологическое или экономическое давление становится «нормой» в отношениях, абьюзер начинает жаждать более острых ощущений и переходит к физическому насилию. Поэтому не терпите, пожалуйста, если партнер «всего лишь обзывает», «всего лишь лишает вас доступа к финансам» или «никуда без него не пускает».