fbpx

Уголовные дела о клевете будет проще возбуждать: как это скажется на переживших насилие?

С 18 июня уголовные дела о клевете (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ) переведены из категории дел частного обвинения в категорию дел частно-публичного обвинения. Ранее депутаты Государственной Думы приняли во втором и третьем чтениях закон о внесении изменений в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Он был инициирован Верховным Судом страны.

Документ направлен на изменение вида уголовного преследования в отношении клеветы, предусмотренной частью 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса РФ, уголовные дела о которой ранее возбуждались и рассматривались мировыми судьями в порядке частного обвинения. 

Закон переводит уголовные дела о клевете без отягчающих обстоятельств в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением не подлежат. 

Изменения уголовно-процессуального законодательства направлены на обеспечение надлежащей охраны прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на защиту чести и доброго имени, подчеркивали в Верховном Суде РФ.

За последние годы в России значительно выросло количество высказываний женщин о собственном опыте насилия, либо родственников женщин, погибших от домашнего насилия. В ответ на высказывания в социальных сетях и СМИ мужчины подавали иски в суд, отрицая написанное о них.

Что такое клевета?

Клевета —​​распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающих его репутацию.

Заведомая ложность предполагает, что обидчик действует умышленно и точно знает о недостоверности распространенной информации, а также преследует цель именно опорочить другого человека.

Что означают последние изменения?

  •  уголовное дело о клевете так же смогут возбудить только при наличии заявления от потерпевшего
  • правоохранительные органы должны будут обязательно проводить предварительное расследование по этой категории дел
  •  теперь обязанности по уголовному преследованию (поддержание обвинения, сбор и представление доказательств и т.д.) будут лежать не на потерпевших, а на государстве;
  •  уголовное дело о клевете нельзя будет прекратить в связи с примирением сторон.

Юристка, президент Консорциума женских НПО , автор тг-канала «Она была права» Татьяна Белова отмечает, что изменения могут затронуть пострадавших от разных видов домашнего насилия :«Женщины часто вынуждены предавать публичной огласке насилие, которому они подверглись,так как сталкиваются с проблемой при обращении в полицию,  в ходе расследования или делают это с целью предупреждения других об опасности. Но нередко первой реакцией на слова пострадавших от домашнего и сексуализированного насилия является попытка обвинить их во лжи и искажении информации. Конечно, чаще всего это пытаются сделать сами агрессоры, подавая заявления о клевете и иски о защите чести и достоинства.

Изменения, касающиеся уголовного преследования за клевету, делают использование уголовно-правовых средств более доступным и эффективными для тех, кто пытается защитить честь и достоинство, но не для тех, кто подвергся насилию». 

Какие статьи остались в категории дел частного обвинения?

  •  ч. 1 ст. 115 — умышленное причинение легкого вреда здоровью
  •  ч. 1 ст. 116.1 — нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию. Одни из самых распространенных преступлений в ситуации домашнего насилия.

В уголовном судопроизводстве частного обвинения правоохранительные органы не проводят расследование, а прокурор не осуществляет уголовное преследование. Личное участие потерпевших в судебном заседании также является обязательным вне зависимости от наличия представителя.

Татьяна Белова рассказывает, что дела частного обвинения являются для потерпевших самыми изматывающими, и нередко участие потерпевшей в подобном деле серьезно увеличивает для потерпевших риск повторения насилия: «На своём пути потерпевшие нередко сталкиваются с юридическими препятствиями, которые сложно преодолеть без квалифицированной юридической помощи.Так,Галине Баскаковой пришлось дойти до Конституционного Суда, чтобы доказать, что районные суды обязаны возбуждать уголовные дела частного обвинения на основании заявления потерпевшего о побоях даже без участия органов дознания.

В другом нашем деле доверительница Надежда второй год пытается привлечь бывшего мужа к ответственности за причинение ей лёгкого вреда здоровью —  мировой судья несколько раз отказывалась принимать ей заявление в порядке частного обвинения».

Напомним, в гражданских делах и Конституционный Суд, и Верховной Суд РФ подтвердили право пострадавших говорить о пережитом насилии. Подробнее о решении Конституционного суда читайте на нашем сайте

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять