fbpx

СВОенное время: как в России привлекают к ответственности за преступления участников спецоперации

24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию в Украине. Летом 2024 года Владимир Путин заявил, что в зоне проведения СВО находятся около 700 тысяч военных. До начала СВО законодательство России не позволяло привлекать для участия в боевых действиях заключенных. Однако с 2022 по 2023 год ЧВК Вагнер и другие частные военные компании, а впоследствии Министерство обороны России, привлекло десятки тысяч осужденных для участия в военных действиях без каких-либо ограничений по тяжести преступления или его категории.

В 2023 году депутаты активно работали над законодательной базой для освобождения от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в военное время, либо заключением контракта о прохождении военной службы, за исключением сексулизированного насилия в отношении детей, преступлений террористической или экстремистской направленности, госизмены и шпионажа.

Последние изменения произошли в начале октября 2024 года, когда Владимир Путин подписал закон об освобождении от наказания на стадии суда за участие в специальной военной операции. Согласно документу, участникам СВО, мобилизованным или заключившим контракт о прохождении военной службы с Минобороны, будет дано освобождение от уголовного наказания на стадии судебного разбирательства. Действие нормы распространяется также на осужденных, чей приговор не вступил в законную силу. Теперь судья будет принимать решение по ходатайству командования военной части или учреждения. Эксперты Консорциума предполагают, что проводимая уголовная политика в отношении участников СВО в будущем приведет к трагическим последствиям, а самыми уязвимыми в этой ситуации окажутся женщины и дети. Некоторые потерпевшие, с которыми работают юристы Консорциума, прямо заявляют, что боятся за свою жизнь и здоровье, а также за своих близких. Собрали несколько историй из практики Центра, в которых агрессоры смогли избежать наказания за совершенные преступления благодаря военному контракту или получили небольшой срок за тяжкое преступление. 

Шесть историй насилия с участниками СВО 

«Будешь подыхать медленно». Вернувшийся с СВО мужчина пытался задушить пожилую мать. Суд назначил ему обязательные работы

В августе 2023 года 56-летний А. вернулся с территории Украины, где, исходя из его показаний, данных во время расследования, находился в составе частной военной компании, и поселился в доме с матерью в родном Калининграде. Вернувшись с приличной суммой денег, мужчина стал часто выпивать, скандалить с матерью, агрессивно реагируя на ее просьбы перестать употреблять алкоголь. Крики и оскорбления в адрес 81-летней женщины слышали соседи.

В один из дней, придя домой под утро, мужчина подошел к кровати матери и сказал: «Будешь подыхать медленно», после чего ушел на кухню. Из кухни он принес пластиковый пакет, надел женщине на голову, накрыл ее одеялом и сел сверху. Она стала сопротивляться, с большим трудом вырвалась и выбежала во двор, где на помощь ей пришла соседка.

Сначала женщина боялась обращаться в полицию, но опасаясь угроз сына и предполагая, что в следующий раз он может снова на нее напасть, с помощью друзей написала заявление в полицию. Дело против агрессора завели по статье об угрозе убийством (Ст.119 ч.1).

Сначала женщина не хотела давать показания в полиции, но опасаясь угроз сына и предполагая, что в следующий раз он может снова на нее напасть, с помощью друзей написала заявление в полицию. Пострадавшую опросили лишь несколько дней спустя после происшествия и соседи стали искать организации, которые могли бы помочь пожилой женщине. Так они нашли Центр защиты пострадавших от домашнего насилия, где дело женщины на сопровождение взял адвокат Кирилл Парфёнов. 

Дело против агрессора завели по статье об угрозе убийством (Ст.,119 ч.1). С декабря дело начали рассматривать в мировом суде. 13 февраля суд признал мужчину виновным и назначил наказание в виде обязательных работ сроком 320 часов. В качестве смягчающими наказание обстоятельствами суд признал удовлетворительную характеристику личности правонарушителя. Защитником была подана апелляционная жалоба на такое наказание, но в июле 2024 года Центральный районный суд Калининграда оставил прежнее решение в силе. 

Не дошло до суда: в Кургане мужчина, обвиняемый по нескольким уголовным статьям отбыл на СВО

Эмилия и К. поженились в 2020 году, вскоре мужчина начал применять насилие в отношении жены, в том числе в присутствии несовершеннолетних детей, а также высказывал угрозы убийством. 

В 2022 году женщина развелась с агрессором, но К. убеждал, что исправится и через какое-то время пара снова стала жить вместе. Осенью 2022 года К. в составе ЧВК отбыл на специальную военную операцию в Украине.

В мае 2023 года мужчина вернулся и напал на свою бывшую жену, избив ее. Суд назначил мужчине штраф 1000 рублей. Через полгода К. похитил экс-супругу, снова избил и пообещал лишить ее жизни. Эмилия была вынуждена переехать в другой регион, где скрывалась от агрессора с несовершеннолетними детьми. В феврале 2024 года девушка обратилась за помощью в Центр защиты пострадавших от домашнего насилия и по делу начала работать адвокат Вера Пономарева. 16 февраля 2024 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 127 (незаконное лишение свободы) в отношении К., в качестве меры пресечения агрессору избрали заключение под стражу. Позже защита пострадавшей смогла добиться переквалификации статьи на статью о похищении человека ( ст., 126 УК РФ), также уголовное дело было возбуждено по другим уголовным статьям- покушение на убийство (ч. 3 ст. 30 — ч. 1 ст. 105 УК РФ) и повреждение имущества ( ст., 167 УК РФ). Вместе с адвокатом потерпевшая прошла несколько допросов и очных ставок с агрессором, дело готовилось к передаче в суд, однако находясь в СИЗО, агрессор заявил, что готов подписать контракт с Министерством обороны на службу по контракту, прошел медкомиссию и осенью 2024 года отбыл в зону СВО.

В Челябинске преследовавший бывшую жену мужчина ушел на СВО 

Сейчас Анастасии 36 лет. В 20 лет она родила сына и воспитывала его одна. В 2020 году девушка встретила Артура- сначала в отношениях все казалось идеальным. Он уделял ей все свободное время, отлично ладил с ее сыном от первого брака: общался, играл, помогал ему делать уроки. И через два месяца после знакомства сделал Анастасии предложение. В 2023 году у пары родился общий ребенок. К этому времени Артур стал регулярно избивать жену, унижал, использовал ее труд в своих коммерческих целях несмотря на малолетнего ребенка. В октябре 2023 года Артур избил Анастасию и ребенку на улице, свидетели вызвали полицию, девушка написала заявление в полицию и ей удалось скрыться с ребенком от агрессора в кризисном центре. 

Артур нашел их и обманом забрал ребенка, после чего стал снимать видео, как ребенок плачет. Анастасия вынуждена была прийти в квартиру к мужу, где находился ребенок.

После этого Артур запер Анастасию, несколько дней не выпускал, заставил ее написать заявление в кризисный центр об уходе, снял все детские пособия с ее счета.

Через несколько дней Артур стал требовать от Анастасии написать отказ от сына, угрожал, унижал, давал подзатыльники. Девушка обратилась за помощью в Центр защиты пострадавших от домашнего насилия. В январе 2024 года она развелась с мужем, а бывший муж стал делать все, чтобы отобрать у нее ребенка. Адвокату удалось добиться привлечения Артура к административной ответственности за причинение телесных повреждений Анастасии и ребенку по одному из эпизодов на автовокзале, добились назначения алиментов малолетнему сыну.

Правозащитники пытались привлечь агрессора к ответственности и за другие эпизоды насилия, в том числе за изнасилование, но в июне 2024 года Артур подписал контракт и отправился на СВО. С фронта он регулярно угрожал Анастасии. Кроме того Артур подал иск в суд о лишении родительских прав Анастасии. В ноябре 2024 года суд отказал ему в исковых требованиях и оставил проживать малолетнего ребенка с матерью. 

Ушедший на СВО житель Санкт-Петербурга избил девушку за просьбу не мочиться на детской площадке

Утром второго августа 28-летняя Полина (прим., имя изменено по соображениям безопасности) гуляла в парке на Большой Озерной улице в Санкт-Петербурге. Там она столкнулась с молодым человеком Р.Э., который решил сходить в туалет прямо на детской площадке. Девушка сделала ему замечание, указав, что туалет находится в 20 метрах от него.

Полина пошла дальше в парк и села на качели, рядом с ней сел Р.Э., который стал ее оскорблять.Полина пошла дальше в парк и села на качели, рядом с ней сел Р.Э., который стал ее оскорблять. «Я поняла, что от него исходит угроза и начала снимать на телефон. Не думала, что под запись человек нападет. В какой-то момент он напал на меня, схватил за шею, душил, бил по голове и угрожал убить. Если бы не случайные свидетели, которые оказались рядом, он бы продолжал меня бить и может быть и убил», — вспоминает пострадавшая. На помощь Полине пришли прохожие, которые помогли ей высвободиться от агрессора и вместе остановили сотрудника ДПС, который и задержал нападавшего. Позже по вызову приехала полиция. После нападения девушка почти месяц не выходила из дома и удаленно работала с психологом. После произошедшего Полина обратилась к психиатру, где ей диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство и назначили лечение. На протяжении нескольких месяцев Полина не получала никакой информации о том, как продвигается расследование уголовного дела и обратилась за помощью в Центр защиты пострадавших от домашнего насилия, где ее дело на сопровождение взял адвокат. Защитник рассказал, что за это время удалось добиться проведения судебно-медицинской экспертизы, что позволило бы привлечь Р.Э. к уголовной ответственности, в том числе за причинение телесных повреждений. Кроме того, в ходе дополнительного допроса было заявлено и повреждение Р.Э. телефона пострадавшей. 

Однако, когда сроки дознания уже истекали, дознаватель выдала постановление о том, что производство по делу приостановлено в связи с отсутствием возможности участия подозреваемого в уголовном деле, — мужчина поступил на военную службу по контракту и убыл в зону СВО.

В Свердловской области участник СВО по дороге домой забил поленом и ограбил 82-летнюю жительницу поселка

В июле 2023 года Владимир Щербаков проник в дом пожилой пары, избил 82-летнюю Марию Антоновну Неживых и похитил из дома финансовые сбережения пенсионеров. После нападения женщина боролась за свою жизнь в больнице, но позже скончалась от полученных многочисленных травм. Преступника осудили по двум уголовным статьям: за разбой (п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). За оба преступления суд назначил Щербакову в виде наказания девять лет лишения свободы. В качестве смягчающих вину обстоятельств суд учел участие Щербакова в проведении специальной военной операции. Центр защиты пострадавших от домашнего насилия оказывает консультационную юридическую помощь по делу. Юристы отмечают, что это наказание несправедливо вследствие чрезмерной мягкости. Суд не учел всю степень общественной опасности деяния осужденного. При этом суд назначил наказание за лишение жизни человека меньшее, чем за разбой. Сын потерпевший подал апелляционную жалобу на приговор. Сейчас дело отправлено на новое судебное разбирательство.

Ушедший на СВО снайпер годами избивал жену и под угрозами заставил ее написать расписку о долге

На Дальнем Востоке женщина несколько раз заявляла в полицию о насилии со стороны мужа. В ноябре 2022 года мужчина заключил контракт о прохождении военной службы и уехал на СВО. Отбывая службу, военный присылал угрозы убийством и обвинял свою жену Светлану( прим.,имя в интересах безопасности пострадавшей изменено) в неверности. В 2023 году девушка подала на развод, но когда военный прибыл домой в связи с ранением, он избил ее и заставил написать расписку на большую сумму: якобы жена взяла у него деньги в долг под проценты. 

Светлана обратилась в полицию с заявлением, в котором указала, что написала расписку под угрозой убийства. В МВД сначала начали проводить некоторые действия для расследования обстоятельств дела, а позже его передали по подследственности в военный следственный отдел Следственного комитета субъекта. Доследственная проверка велась по четырем статьям: об угрозе убийством (ст., 119 ч.1 УК РФ), вымогательстве (ст. 163 УК РФ), самоуправстве с применением насилия (ст. 330 ч.2 УК РФ) и побоях (ст. 116 УК РФ). После проверки следователи написали «отказной» — не нашли состава преступления. После того, как у Светланы появился адвокат, удалось добиться отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении агрессора и возобновить проверку, но повторная проверка не принесла никаких результатов- агрессор не был привлечен к ответственности за содеянное, а Светлана пытается начать новую жизнь в другом регионе. 

Это далеко не все дела Центра, а лишь те, о которых мы можем рассказать. Криминологи Дэн Арчер и Розмари Гартнер в своей работе писали, что не стоить доверять статистике во время войн. Они наблюдали 110 стран в послевоенные периоды и обнаружили, что насильственная преступность повышается после войн. Арчер и Гартнер связывали рост числа убийств не только с возвращением с войны участников боевых действий, а с ожесточающим влиянием военных действий на общество в целом. Учитывая мировой опыт и целый ряд базовых исследований мы можем предположить, что уровень насилия в обществе и в частности в отношении женщин еще будет расти. Подробнее о последствиях проводимой уголовной политики можно прочитать в нашем последнем исследовании

Фотоиллюстрация :Изображение от freepik

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять