fbpx

Россия нарушила статью Конвенции о запрете пыток в 15 делах о домашнем насилии

4 октября Европейский суд по правам человека опубликовал решение по жалобам пятнадцати гражданок России, которые на протяжении длительного периода подвергались различным видам домашнего насилия со стороны своих партнеров и родственников. Пострадавшие начали обращаться в ЕСПЧ за защитой своих прав начиная с 2019 года, а позже суд посчитал целесообразным объединить жалобы всех заявительниц и рассмотреть их совместно в одном постановлении.
Женщины жаловались на то, что власти не предоставили им эффективную защиту от домашнего насилия и не расследовали акты этого насилия, жертвами которых они стали. ЕСПЧ вынес решение в отношении четырёх пострадавших, дела которых находились на сопровождении Центра защиты пострадавших от домашнего насилия. В частности, ЕСПЧ рассмотрел жалобы по делу Людмилы Саковой и Аси Мовсисян, о которых мы подробно писали тут и тут. Интересы трех заявительниц представляли адвокаты Мария Немова и Валентина Фролова, сотрудничающие с Центром защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциум женских НПО.

Суд признал, что Россия нарушила третью статью Конвенции прав человека о запрете пыток, и постановил выплатить каждой из заявительниц по 20 000 евро компенсации морального вреда и взыскать с государства-ответчика расходы на судебные издержки. 

В документе указано, что Россия не выполнила взятые на себя обязательства по созданию законодательной и нормативной базы защиты, обязательство незамедлительно реагировать на сообщения о домашнем насилии и принимать меры для защиты лиц от опасности жестокого обращения и обязательство проводить эффективное расследование каждого случая такого жестокого обращения.

В постановлении отмечено, что правительство сочло требования необоснованными и чрезмерными.

Адвокат Мария Немова считает, что несмотря на то, что с 16 сентября Россия перестала быть стороной Европейской конвенции по правам человека, у нее остались правовые обязательства перед пострадавшими: «Мы обязательно подадим заявление в Генеральную прокуратуру на выплаты присужденных по постановлению ЕСПЧ компенсаций. Пострадавшие вовремя подали жалобу, и они исполнили все, что от них требовалось на национальном уровне, и не должны лишаться права получить эту компенсацию по независящим от них обстоятельствам. Если компенсацию нам откажутся выплачивать, мы будем это обжаловать. Нам известно, что Россия в одностороннем порядке отказывается исполнять постановления ЕСПЧ, но она не может в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств. На тот момент, когда мы подавали жалобы, Россия являлась участником Конвенции». 

Оценивая решение ЕСПЧ, Немова также отметила, что суд еще раз повторил свои позиции по делам о домашнем насилии, однако положение женщин, подвергающихся партнерскому и домашнему насилию в России, остается очень тяжелым. 

Адвокат Валентина Фролова напомнила, что в декабре 2021 года ЕСПЧ принял первое пилотное постановление «Туникова и другие против России» по проблеме домашнего насилия. Суд признал нарушение статей 3 и 14 Европейской Конвенции по правам человека (запрет пыток и дискриминации). 

«Дело «L.A. и другие против России» интересно тем, что в 15 жалобах заявительниц собраны самые разные проявления домашнего насилия: физическое насилие, преследование, киберпреследование, насилие со стороны партнера или родственника (как минимум, две жалобы касались насилия со стороны братьев). Суд признает, что все эти действия являются насилием в семье и рассматривает их как нарушение прав заявительниц по статье 3 Конвенции. Хотя некоторые из жалоб в группе дел «L.A. и другие против России» коммуницировались (передавались властям Российской Федерации) в том числе, как предполагаемое нарушение статей 3 и 14 Конвенции, в постановлении признано лишь нарушение статьи 3 Конвенции. Судя по всему, подробно проанализировав дискриминационность существующего регулирования и практики в пилотном постановлении по делу Туниковой (в декабре 2021 года), и указав на необходимость изменения ситуации, Суд больше не видит необходимости рассматривать аналогичные дела в данном аспекте, и рассматривает только основной правовой вопрос», – считает адвокат. 

Фролова отметила, что данное решение ЕСПЧ вступает в силу со дня опубликования: «Моя общая рекомендация всем заявительницам по делу «L.A. и другие против России» – обращаться за получением компенсации в Генеральную прокуратуру. Исключение России из Совета Европы и прекращение ее участия в Конвенции о защите прав человека и основных свобод не освобождает власти от обязанности соблюдать положения Конвенции, в том числе, положение ст. 46 об исполнении окончательных постановлений Суда, если заявленные в жалобах нарушения прав человека имели место до 16 сентября 2022 года. Все 15 жалоб в группе дел «L.A. и другие против России» были поданы в 2019 – 2021 годах, и касаются нарушений, имевших место до 16 сентября 2022 года. Следовательно, постановление Суда по данному делу должно быть исполнено. Нам известно о том, что в последнее время заявители по другим делам получали отказы в выплате компенсации. Но такой подход противоречит международным обязательствам властей»,- прокомментировала Фролова.

Адвокат отметила, что если нарушение прав человека произошло до 16 сентября 2022 года, то у пострадавших все еще остается возможность обращаться в ЕСПЧ. После этого жалобу можно будет направить только в договорные органы ООН, например, Комитет по правам человека или Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. «Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин — довольно прогрессивный орган с точки зрения понимания прав женщин. Часто он выносит нестандартные и интересные решения. Например, в практике Комитета есть решение по делу об убийстве женщиной своего партнера в ситуации необходимой обороны, ряд важных дел по сексуализированному насилию и доступу к репродуктивным правам».

Согласно докладу Комитета министров Совета Европы об исполнении решений Европейского Суда в 2021 году Россия стала лидером по числу принятых к рассмотрению ЕСПЧ жалоб (267), на втором месте – Украина (196 жалоб), на третьем – Турция (106 жалоб). Россия также заняла первое место по количество дел, ожидающих рассмотрения: на конец 2021 г. их было 1942, при этом годом ранее их было 1789. При этом на конец прошлого года число ключевых дел (то есть раскрывающих новые структурные либо системные проблемы), ожидающих рассмотрения, для РФ составило 217, для Турции – 139, для Румынии и Украины – 106.

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять