fbpx

«Пусть не достанется никому»: лишенный родительских прав Константин Сапрыкин почти год прячется с пятилетним Матвеем. Мужчина и ребенок объявлены в международный розыск, но их не могут найти

В Санкт-Петербурге почти год расследуют дело о похищении малолетнего Матвея. В декабре 2021 года биологический отец ребенка напал на бывшую гражданскую жену Марину Мальцеву, избил ее и силой отобрал ребенка. Следственный комитет возбудил в отношении Константина Сапрыкина уголовное дело по статье о похищении человека. Сейчас они находятся в международном розыске, но никаких новостей о состоянии ребенка и месте, где его прячет отец, у Марины нет. Начиная с 2019 года, ребенка похищали четыре раза. В 2020 году, когда Марина начала процедуру по лишению своего бывшего партнера родительских прав, во время психологической экспертизы Сапрыкин ответил, что если ребенок будет жить с матерью, то «пусть лучше вообще никому не достанется». Мы поговорили с Мариной Мальцевой о том, как она пыталась защитить себя и детей от агрессора, а теперь пытается найти маленького Матвея.

В последний раз он напал на вас прямо на улице. Как происходили другие похищения? 

Похищение в декабре 2021 года было уже четвертое по счету. Первое произошло в мае 2019 года, но оно было непродолжительным. Он забрал ребенка на пять дней, но вскоре вернул его сам. Однако уже в сентябре он пришел в нашу квартиру повидаться с Матвеем, но вместо этого сбежал из квартиры с ребенком и скрылся. Полтора месяца мы его искали. 

Он был ограничен в родительских правах? 

На тот момент он не был ограничен в родительских правах, и после второго похищения, когда стало очевидным, что он просто хочет забрать ребенка силой, я обратилась в суд с иском о лишении его родительских правах, но суд только ограничил его в правах. 

Как удавалось найти ребенка в предыдущие разы? 

Во время второго похищения мы нашли Матвея благодаря социальным сетям и работе полиции. Девушка из районной группы в социальной сети увидела объявление о розыске и узнала их на улице, но она сразу не смогла выяснить, в каком именно подъезде они живут. Чуть позже со мной связалась еще одна девушка, которая гуляла во дворе с собакой, узнала Константина Сапрыкина и маленького Матвея. Она проследила за ними и прислала мне фотографии. Я связалась с отделом полиции, они приехали, провели поквартирный обход и нашли их. 

Третье похищение произошло в августе 2020 года. Тогда на поиски ушло пять с половиной месяцев. По этому факту похищения следственные органы возбудили дело по статье об убийстве (Ст., 105 УК РФ), так как никакой информации о состоянии ребенка и его местонахождении не было. В розыск он был объявлен и службой судебных приставов как нарушивший порядок общения с ребенком. Мне очень помогло волонтерское движение по поиску пропавших детей. Его участники также смогли их обнаружить и их свидетельским показаниям в дальнейшем помогли правооохранителям в розыске.

В предыдущий раз найти ребенка помогли волонтеры

Как выяснилось, прятаться с ребенком Сапрыкину помогала его мама. Она сняла им квартиру в Кудрово (небольшой город в Ленинградской области, – прим. авт.), приезжала к ним помогать. Благодаря оперативному розыску их удалось вычислить. Когда мы приехали, нам долго никто не открывал, и дверь пришлось вскрывать с помощью МЧС — в квартире оказались маленький Матвей, Константин Сапрыкин и его мать. Только после третьего похищения в декабре 2020 года суд ограничил его в родительских правах, хотя мы просили сразу лишить его родительских прав. 

Сейчас я проживаю четвёртое похищение, самое длительное. Уже одиннадцатый месяц, как я ничего не знаю о судьбе ребенка. 

Марина с сыном Матвеем

Почему его сразу не лишили родительских прав? 

Дело очень долго рассматривалось в суде, с октября 2019 года. Когда в 2020 году  Константина Сапрыкина наконец ограничили в родительских правах, мы с адвокатом подали апелляцию, которую суд рассмотрел лишь в январе 2022 года — после избиения и нового похищения. Буквально накануне похищения в рамках процесса по лишению родительских прав суд назначил ему психолого-педагогическую экспертизу, на которой он прямо сказал эксперту, что ребенок должен жить только с ним или вообще ни с кем. 

Когда стали проявляться его идеи о доминирующей роли отца, даже неком «сверхотцовстве»? 

Конечно, не сразу. В начале нашего знакомства он был совершенно другим человеком или, может быть, делал вид. Но когда я забеременела и стало понятно, что срок уже большой срок и ребенок скоро родится, тогда он начал очень сильно меняться. Мне запрещалось общаться с родственниками, с друзьями, есть определенную еду, я должна была делать только так, как он хочет, и не забывать готовить и всячески обхаживать его. Еще до декретного отпуска он за мной следил, контролировал, когда я ухожу и прихожу с работы, что купила. После рождения Матвея он сказал, что хочет посвятить себя воспитанию ребенка и работать больше не будет. Высказывался в таком духе, что он — мама Матвея. На тот момент у меня было два несовершеннолетних сына от предыдущих отношений, и все впятером мы жили в моей квартире. Константин считал, что небольшого пособия, которое я получала, достаточно, чтобы обеспечить семью. 

Где он работал?

Он официально нигде не работал, говорил, что работает сезонно, что есть какие-то свои проекты и что он очень хороший программист. Но по факту он изредка приносил в дом буквально несколько тысяч. Через полгода после рождения Матвея остро встал вопрос о нехватке денег. Я стала говорить Константину, что ему нужно начинать работать, а у него были отговорки, что он повышает на дому квалификацию, просил дать ему время. Я давала, но он просто лежал на диване неделями. Ни нам с детьми, ни Матвею он ничего не покупал. Однажды я начала говорить с ним на тему денег, и он меня ударил, таскал за волосы по квартире. Это было последней каплей, после чего я сказала, чтобы он собирал вещи и уходил. 

Вы обратились в полицию после избиения?

Да, после избиения я вызвала скорую, и меня тогда увезли с подозрением на сотрясение мозга, потом я обратилась полицию, но мне было отказано в возбуждении дела. В районном отделе полиции ничего не хотели предпринимать. Все мои заявления, когда мой бывший гражданский муж уже был ограничен в правах и преследовал нас, когда он мне в открытую говорил, что он со мной «разберется» и они с Матвеем будут «вместе», даже когда у меня была видеозапись угроз, которую я предоставила полиции и написала заявление, что он мне угрожает, — по всем этим обращениям в возбуждении дела мне отказывали. Я также обращалась и в связи с тем, что он избил моего старшего сына, но по этому факту тоже никто ничего не стал расследовать. Однажды мне удалось добиться возбуждения дела по административной статье о побоях, когда в 2020 году он напал на меня, душил, а видеокамеры на улице все это зафиксировали. Тогда была проведена экспертиза, но дело почти два года «гуляло» из отдела полиции в суд и обратно: то протокол был составлен с ошибками, то что-то еще. Судья пишет: «в трехдневный срок исправить», а после этого месяцами по делу ничего не происходило. Я жаловалась в прокуратуру, полиция начинала что-то делать, но в итоге вышли сроки привлечения к ответственности. 

Возбуждено ли дело по факту нападения на вас в декабре 2021? 

Да, по статье о причинении легкого вреда здоровью. Экспертиза установила легкий вред, несмотря на то, что у меня был сломан нос, были ушибы и раны. Однако сотрясение мозга, которое я получила, они не смогли установить как полученное в результате нападения. Для меня это сейчас не так уж и важно; для меня важно найти ребенка. За все это время он не выходил ни разу ни на какой контакт. Я очень сильно переживаю, потому что у Матвея предастма стоит, и мы были на препаратах ежедневных, у него аллергия, ему нельзя есть многие продукты, и в каких он условиях сейчас находится — большой вопрос. 

Когда Константин Сапрыкин начал участвовать в мероприятиях движения «Мужской путь»?

Это началось после предыдущего похищения. Он начал ездить на мероприятия этой организации. Особую активность я заметила в 2021 году. В апреле он пришел в садик к Матвею с руководителем движения «Отцы страны» Ринатом Абдулхаковым, и они вместе пытались забрать Матвея, не имея на это никаких законных оснований. 

Константин Сапрыкин в чёрной футболке с надписью «Папа всегда прав» на съезде общественной организации

У него были друзья или приятели, с которыми он общался? 

Мы общались с ним три года с 2015 по 2018 год, но у него вообще друзей не было. Никто в гости к нам не приходил, с одноклассниками он отношения не поддерживал. 

Вообще когда я начала с ним жить, я поняла, что многое у него было за счет первой жены — поездки в европейские страны и прочее. Она хорошо зарабатывала, а он сидел дома. Жена выбросилась из окна после долгих лет брака с ним. О том, что он плохо с ней обращался, уже позже мне рассказал его сводный брат.

В каком психологическом состоянии был ребенок после предыдущего длительного похищения? 

Матвей был настроен ко мне очень негативно. В первые минуты, когда мне передали ребенка, он говорил, что ему со мной плохо, что я его бью. Дома первые сутки он не давал до себя дотронуться. Постепенно стал отходить, но у нас разные были периоды — те, когда все было хорошо, а потом он вдруг начинал повторять «мама, я хочу, чтобы ты умерла». Как я поняла из общения с сыном, Сапрыкин сказал ему, что если он будет жить со мной, то есть с мамой, то папа умрет. Поэтому он часто говорил, что папа умер, а мне приходилось его успокаивать и говорить, что это не так. Было и такое, что он боялся незнакомых мужчин на улице и пытался от них спрятаться. Как-то он мне рассказал, что называл папу волком, рассказывал, что они ели сырое мясо. Было очевидно, что он настраивал его и против брата, так как он говорил ему такие взрослые ругательства, которые сам вряд ли мог бы где-то выучить. 

Ребенок что-то рассказывал о том, как жил с отцом? 

Летом 2021 года Матвей начал постепенно рассказывать мне тревожные вещи из их совместной с папой жизни: что папа на него ложился, лизал его языком, что они купались в ванной с голым папой и Матвей трогал его за попу. Я обратилась в связи с полученной информацией в районный следственный комитет. Доследственная проверка долго не начиналась Пришлось ехать на личный прием в СК Ленобласти. Я не знаю, что думать, ведь Матвей начал мне это дозированно рассказывать только через полгода после того, как это произошло. Теперь, чтобы установить были ли такие факты, нужно очное участие ребенка для опроса, поэтому никакого дела не возбуждено. Как мне пояснил следователь, пока все находится в стадии доследственной проверки и как только будет найден ребенок, его должны будут опросить. 

У вас есть предположения, где Константин Сапрыкин может находиться сейчас?

Он может находиться где угодно — он умный, и все продумывает. Каждое похищение он планировал, отстраивал маршрут, смотрел, где в городе есть камеры, покупал анонимную сим-карту. За помощью в розыске мы обращались в «Лиза-Алерт», но это не дало результатов. В школу он его не собирается отдавать — говорил, что будет учить сам, и никто не должен кроме него этим заниматься. 

Беседовала Софья Русова

Просим всех, кто обладает любой информацией о местонахождении Матвея и Константина Сапрыкиных, немедленно сообщить на круглосуточную бесплатную горячую линию поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» +7 800 700-54-52 или по номеру 112 либо связаться с нами. Сапрыкин может менять внешность- носить усы или бороду. 

Константин Сапрыкин объявлен в международный розыск. В отношении него вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого по статье 126 Уголовного кодекса РФ – «похищение человека».

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять