Орск — город в Оренбургской области с населением чуть больше 230 тысяч человек. В конце июня недалеко от детского парка Северный на глазах у прохожих была жестоко избита Ольга Вотчель. Девушка находилась в состоянии развода с мужем Виталием, он разводиться не хотел и после того, как они стали жить отдельно, уже несколько раз нападал на нее на улице, пытался выломать дверь, проявлял агрессию. Ольга обращалась за помощью в полицию, однако только один раз участковый отреагировал на ее обращение. Утром в день избиения участковый провел беседу с агрессором, а вечером Виталий избил Ольгу в публичном месте. Девушка уверена, без широкой огласки дело против агрессора и вовсе могли не возбудить. О том, как расследуется нападение на Ольгу, и ее историю, — читайте в нашем материале.
«Не могла себе представить, что отношения могут превратиться в такой ад»
Ольга и Виталий поженились в 2020 году. Ольге был 21 год, ему на три года больше. Девушка вспоминает, что хотела иметь добрые семейные отношения, тем более родных у нее нет, и верила, что таким человеком станет для нее муж. Через год у пары родился сын. Родственники мужа постоянно вмешивались в отношения молодой пары, давали советы по воспитанию малыша. Непростые отношения со свекровью после рождения ребенка стали очень тяжелыми. По словам Ольги, муж не стремился работать, выпивал, часто сидел дома и находил, к чему придраться. Когда сыну исполнилось полгода, девушка нашла работу и решила переехать в другую квартиру, подала на развод. Виталий приходил общаться с сыном, но постоянно упрашивал жену вернуться, а когда она отказывалась это делать, впадал в ярость, начинал бить, а однажды приехал ночью и пытался выломать дверь. Ольга вызывала полицию, писала заявления, давала объяснения, но только один раз участковый решил провести беседу с агрессором — приехал поговорить с ним днем 27 июня, а вечером Виталий сильно избил Ольгу.

«В тот день я работала и утром оставила ребенка с отцом. Вечером я пришла забирать сына, Виталий гулял с ним неподалеку от работы его матери. Когда я взяла малыша на руки, он начал в очередной раз обвинять меня в несуществующих изменах, что на самом деле я не работаю, а “хожу по мужикам”. Он начал бить меня по лицу, бил руками, пинал, я была вся в крови и чувствовала, что у меня выбиты зубы. Я пыталась уйти, но его мама, которая оказалась рядом, не давала мне это сделать, просто держала меня, пока он ходил на парковку. Потом Виталий затащил меня в машину и увез домой к родителям, и продолжил избивать уже в квартире. В какой-то момент он вышел из комнаты, и я стала рассылать сообщения в соцсетях подругам, сообщила адрес. Я думала, он меня убьет», — вспоминает пострадавшая.
Полиция приехала быстро, но дверь в квартиру им открыли не сразу. Ольга вспоминает, что муж со свекровью ее заперли в комнате и пытались убедить полицейских, что ее и вовсе нет дома, но полицейские в это не поверили, прошли в квартиру и нашли девушку.
Ольга написала о том, что произошло, в социальных сетях, многие местные СМИ рассказали об избиении и даже стали помогать Ольге искать очевидцев нападения, чтобы привлечь их в качестве свидетелей по делу.
Дело Ольги на сопровождение взял Центр защиты пострадавших от домашнего насилия, теперь у нее есть адвокат Евгения Литовченко — 2 сентября они вместе были на очередном опросе у дознавателя.
Четыре выбитых зуба — легкий вред здоровью
Защитница рассказала, что изначально дело было возбуждено по статье об умышленном причинении легкого вреда здоровью (Ст. 115 УК РФ). Ольга прошла судебно-медицинскую экспертизу, которая установила причинение легкого вреда здоровью, но также в ней указано, что действия бывшего супруга привели к обезображиванию лица. «Поскольку судмедэксперты пришли к такому выводу, дело однозначно будет переквалифицировано на более тяжкую статью — на причинение тяжкого вреда здоровью. Дознаватель сообщила, что дело уже передается следователю в связи с выводами экспертов», — уточнила Литовченко.

Важно отметить, что экспертиза установила не только факт того, что девушку избивали руками и ногами, но и твердым тупым предметом, вероятнее всего, мобильным телефоном. Если будет доказано, что Виталий выбил ей зубы не руками или ногами, а телефоном, то к нему может быть применена вторая часть 111-й статьи (причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия).
«У Ольги выбито четыре зуба, рассечена губа. Врач-косметолог утверждает, что необходимы специальные процедуры для устранения дефекта. Более того, прием пищи до сих пор для нее болезненный«, — уточнила адвокат.
«На меня жалуются в опеку, что я плохая мать»
Месяц спустя после избиения Ольга развелась с агрессором, но он до сих пор под предлогом общения с ребенком пытается уговорить ее вернуться. «Я не соглашаюсь, конечно же. Сейчас он продолжает предлагать съехаться и пытается давить на меня психологически через ребенка — что ему будет лучше с двумя родителями, что я лишаю его полноценной семьи. Я пытаюсь объяснить бывшему мужу, что ребенок, который видит побои в семье и такое отношение, не будет счастлив. Он этого не понимает и не оставляет меня в покое. Я вынуждена давать ему видеться с ребенком, потому что он и бывшая свекровь уже писали на меня жалобы в опеку, выставляя в таком неприглядном свете, что просто ужас», — рассказала Ольга.
По словам девушки, ее очень удивил тот факт, что к материалам уголовного дела не приобщены все записи с камер видеонаблюдения: «На том месте, где все произошло, установлено несколько камер. Камера должна была поймать момент избиения и то, где его мама меня удерживает. Но в материалах странным образом есть только начало записи и конец, где я уже закрываю лицо полотенцем. У меня после избиения кровь лилась фонтаном, но полицейский пришел на место происшествия лишь на третий день, и почему-то он не осмотрел само место происшествия. Насколько мне известно, из пяти свидетелей избиения, которых я сама же и нашла, опрошен только один.Также не опрошены сотрудники полиции, которые приехали на вызов и забирали меня из квартиры.
Думаю, что дело вообще возбудили потому, что оно получило огласку, и город у нас маленький».
Ольга рассказала, что после избиения долго не могла выходить на улицу, — боялась и не чувствовала себя в безопасности. «Я бы хотела уехать, но сейчас это невозможно. Тем более Виталий много раз угрожал, что объявит ребенка в розыск как отец и даже что их семья вообще будет добиваться лишения меня родительских прав. При этом лишать родительских прав нужно его. Больше всего я хочу, чтобы он оставил нас в покое и понес наказание».
Юристы и адвокаты Консорциума работают по всем направлениям — уголовным, административным и гражданским делам, жалобами в Конституционный суд, и до 15 сентября с жалобами в ЕСПЧ. Центр защиты пострадавших от домашнего насилия оказывает помощь обратившимся по всей стране. Многие дела длятся годами и требуют больших затрат.
Поддерживая работу Консорциума, вы поддерживаете право пострадавших на защиту, безопасность и жизнь без насилия. Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячные пожертвования — так организация сможет планировать свою работу, брать на сопровождение новые дела и, возможно, спасти чью-то жизнь.