fbpx

«Мне повезло не оказаться в этой западне». История Гульназ Келсимбаевой, которая приехала в Москву, чуть не попала в современное рабство, пыталась спасти женщину от домашнего насилия и снялась в кино.

 Гульназ Келсимбаева приехала в Россию 12 лет назад в поисках работы и возможности содержать детей. Мы поговорили с Гульназ о проблеме невидимости мигрантов, опасностях, которые их ждут в больших городах, домашнем насилии и съемках в фильме «Продукты 24».

Гульназ Келсимбаева. Фото из личного архива.

Когда вы приехали в Россию, кто вам помогал найти работу, жилье?

Я приехала в Россию в марте 2010 года. Ни хорошее образование, ни знание нескольких языков не сделали меня востребованной на моей родине. Там происходят постоянные политические кризисы, идет экономическое обнищание, а у меня ответственность перед маленькими детьми. Я тогда ничего не знала и не понимала, как устраиваться на работу, как себя позиционировать, куда идти, с кем говорить. Обычно все, кто едет на заработки, опираются и надеются на помощь соотечественников, которые уже как-то устроились. Я тоже думала, что мне помогут. Но меня обманули, причём обманул муж моей же хорошей знакомой. Он обещал устроить на работу, решить вопрос с документами, с квартирой. Он привез меня в квартиру, где старшей по квартире была его мать, забрал мои сбережения, обещав сделать разрешение на работу, регистрацию — и пропал. Так я стала нелегальной мигранткой. 

Его мать твердила каждый день, что я должна ей платить за свое койко-место, предложила устроить меня временно работать на рынке. Это было мое самое короткое собеседование. Меня спросили, говорю ли я по-русски и сказали, что я могу приступить к работе сразу же.

Какой график работы у вас был на рынке?

Я выходила на рынок каждый день, с 8 утра до 20 часов вечера, продавала кошельки и сумки, получала по 500 рублей за смену, каждый вечер я отдавала все деньги хозяйке. Я в тот период реально голодала, мне хватало денег только на батон хлеба. Где-то через неделю мою точку на рынке обворовали, украли сумку, и несколько дней я работала без зарплаты. Потом моя соседка и по комнате и по месту на рынке заявила, что я обманула ее при размене, не отдав ей 500 рублей с тысячной купюры. Хозяин этих точек был один, и он сказал, что если мне не доверяют мои соотечественники, то и он не может доверять, и не оплатил мне два последних рабочих дня. Хозяйка квартиры в ответ на мои слезы, что я не могу пока отдать ей долг, заявила, что есть способ быстро уладить все мои проблемы. Она предложила мне сходить вечером к хозяину точки и убраться у него в квартире, пока его семья находится на отдыхе в Азербайджане. Я прекрасно поняла, в чем дело, и отказалась.

И они приняли ваш отказ?

 В этот же вечер я позвонила маме и попросила найти контакты хоть каких-то наших родственников в Москве. Мама нашла свою двоюродную сестру. Мы созвонились с тетей, договорились, что я приеду к ней. Утром пропал мой телефон. Я схватила паспорт, что-то из вещей затолкала в пакет и сбежала. Я нашла свою тетю, нашла подругу. Они мне помогли оформить документы и найти работу. Ходили слухи, что очень много девушек, трудоустроенных на рынок мамой моего знакомого, исчезали. Работает девушка на рынке, торгует носками, сумками, телефонными чехлами, работает неделю, работает другую, у нее крадут товар, дома пропадают документы, а потом девушка якобы съезжает, оставляя свои вещи в квартире. Просто больше не появляется на этой квартире. Я поняла, что меня подставляют, толкают в пропасть только тогда, когда утром пропал мой старый телефон. Девушки, ставшие гольяновскими рабынями, чаще всего приезжали в Россию 17-летними наивными, доверчивыми людьми, имея за спиной лишь школьное образование, они не думали, что женщина, годящаяся им в матери, может их предать, обмануть, ведь она своя, такая же, как они. Мне повезло не оказаться в этой западне, возможно, потому, что я была уже замужем, получила образование, имела опыт работы и немного разбиралась в людях. 

Вы сыграли в фильме «Продукты 24». Как вы оказались в этом проекте? 

Я попала на кастинг фильма совершенно случайно. В начале января 2020 года я увидела, кажется, на сайте для артистов массовых сцен объявление, что требуются носители кыргызского языка для участия в съемках полнометражного фильма. Так как я до этого снималась в нескольких проектах в эпизодических ролях (сериалах «Идентификация», «Вне себя», «Девушки с Макаровым»), решила подать заявку, не особо надеясь на удачу, так как не могу себя считать полноценным носителем языка, ведь говорю я на родном языке с небольшим акцентом. Меня пригласили на кастинг. Как только я услышала про гальяновских рабов, я вспомнила, как в 2012 году следила за их освобождением, за их историей. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Сомнений в том, принимать участие в проекте или нет, у меня не было. Я сама пережила непростой период, когда могла оказаться в похожей ситуации. Я подумала, что каждая история должна быть услышана, неважно, мигрант ты или местный, тем более, такая ужасная история, которая зависла в воздухе и никак не решается, где зло в его наихудшем проявлении никак не побеждено. 

Почему стоит посмотреть фильм «Продукты 24»? 

Ради того, чтобы понять, что, помимо красивой и яркой, существует и другая, невидимая Россия, невидимая Москва. Чтобы помнить, что зло может совершать свой, родной, такой же мигрант, как и ты, твой односельчанин, твоя знакомая. Он может предложить тебе хорошую работу, она может помочь тебе с квартирой. Они вместе сделают тебе документы. Но документы окажутся «липой», в квартире будут клопы и насильники, а работа окажется кошмаром, из которого никак не выбраться, потому что ты тоже станешь невидимой. Невидимой для общества, для правоохранительных органов, для друзей и родных. Этот фильм надо смотреть матерям, отправляющим своих детей работать, а не учиться. Этот фильм надо смотреть отцам, чтобы понять, что девочкам в первую очередь нужно образование, а потом дом, муж, дети. Этот фильм надо смотреть россиянам, чтобы увидеть в мигрантах людей, таких же, как они сами. Этот фильм надо смотреть мигрантам, чтобы знать, что не всегда свой — это хорошо. 

Вы пытались помочь женщине с четырьмя детьми уйти от мужа-агрессора. Он потом даже написал на вас заявление, якобы вы похитили его жену. Как это произошло? 

Это был 2018 год. Я гуляла со своей годовалой дочкой на детской площадке и познакомилась с мамой двоих детей: мальчика двух с половиной лет и девочек-ровесниц моей дочери. Тогда стояла особенно снежная и морозная зима. Девушка толкала тяжелую коляску для двойни по сугробам. Мы разговорились, и я была очень удивлена тому, что она, находясь на последнем месяце беременности, гуляет с двумя маленькими детьми. Мы встретились снова через десять дней, внутри ее куртки был уже новорожденный ребенок. Постепенно я узнала, что ее муж не работает, сидит дома, целыми днями уставившись в телефон, не помогает ей ни с детьми, ни по дому, зато требует себе отдельных завтраков, обедов и ужинов, да так, чтобы и выпечка была свежая, и еда подавалась ему отдельно от детей. Представляете, 24/7 нон-стоп готовить, убирать, кормить, стирать, сушить, гладить, два раза в день выводить детей на прогулки, мыться украдкой в три часа ночи и питаться стоя у холодильника, экономя каждую минуту. При том, что здоровый 33-летний мужчина требует кормить его первым… требует ежедневного незащищенного секса. До первого декрета девушка работала на хорошей должности в очень хорошей компании и получала неплохие деньги по уходу за детьми. Увидев после первых родов сумму декретных, ее муж сразу же уволился с работы. Она родила второго ребенка, как сама она говорила, «не приходя в сознание и не смея прервать грудное вскармливание», увеличились декретные деньги и ее муж вообще перестал что-либо делать. 

Он ее бил?

Все признаки домашнего насилия были налицо. Он перевел все ее деньги на свой счет, выдал ей кредитную карту с лимитом в десять тысяч рублей на весь месяц. Если она тратила больше, чем он ей рассчитывал, он начинал ей долго и нудно объяснять, почему она должна экономить. При этом он с удовольствием тратил детские пособия, как хотел. Как-то со счета пропало 600 тысяч рублей, он легко объяснил ей, что проиграл в онлайн-казино, потому что хотел заработать для своей семьи. Он купил ей телефон, сим-карту, отслеживал ее геолокацию, проверял все звонки, читал все сообщения. Запретил ей общаться с другими мамочками на площадке, с коллегами, и даже с ее мамой, выходить на работу. На вопросы как им жить всей семьей, когда третьему ребенку исполнится полтора года и иссякнут детские пособия, отвечал, что заведут тогда четвертого. При этом он отказывался отдавать детей в сад и делать им прививки. И он был против ежемесячных посещений докторов. Только старший ребенок был до двух лет прикреплен к поликлинике и какое-то время регулярно находился под наблюдением врачей. Младших детей врачи видели только единожды, сразу после роддома. После этого он писал заявление, что отказывается от получения медицинских услуг. Стоит ли говорить, что и она сама не проходила никаких обследований во время беременностей? Потому что он был против того, что она оставляет детей даже на час. Посещения роддомов были ее единственным отдыхом и от него, и от домашней работы. 

За все время, что я их знала, я ни разу не видела, чтобы он помог хотя бы одеть старших детей, пока она собирает младшего. Ни разу не видела, чтобы он хотя бы разговаривает со своими детьми и объясняет им правила поведения. Естественно, я старалась помочь ей: выслушивала ее, предлагала гулять с ее детьми, чтобы она хотя бы имела возможность просто посидеть и выпить чай в тишине или поспать. Но дети заявляли, что папа не разрешает им гулять без мамы. Она была очень истощена как морально, так и физически. Периодически возникали мысли о суициде. Останавливали ее угрозы мужа отдать детей в детдом, если она попытается что-либо с собой сделать. Несколько раз она сбегала от него к маме, сначала беременной первым ребенком, потом с одним ребенком. Каждый раз он ее возвращал и бил. Чтобы прекратить побои, она перестала с ним спорить. Но это не помогало. Его больше распаляло ее молчание, ее покорность. 

Как вы ей старались помочь кроме моральной поддержки?

Я предложила ей бежать через несколько дней после нашей второй встречи. Я искренне не понимала, как можно жить в таком аду. Я много раз с ней говорила про то, что растут дети, они видят такого отца и сами вырастают в таких же тиранов. Говорила про то, что здоровье не железное, когда-нибудь она свалится, а он просто перешагнет через нее. Отдаст детей в детдом и найдет новую жертву. Рассказывала про убежища, кризисные центры для женщин и детей, снабжала ее контактами, вариантами бегства. 

В марте 2021 года она, на последнем месяце четвертой беременности, вдруг спонтанно решила бежать со всеми детьми. Она позвонила мне со старого телефона. Я попросила выкинуть сим-карту, отключить, выбросить телефон, вставить новую, незарегистрированную симку в кнопочный телефон, уйти с того места, откуда она звонила, и только потом перезвонить мне. 

Старый телефон она все-таки не отключила. Я помогла ей вызвать такси, на котором она уехала в кризисный центр. 

Ее нашли через неделю. Он написал заявление о краже телефона, отследил ее геолокацию, проверил по камерам наблюдения. Когда к ней приехали сотрудники полиции, она написала заявление, что ушла от домашнего насильника и просит не сообщать ее местонахождение ее мужу. Как вы думаете, через сколько часов он был там? Через 45 минут. Как мне рассказали сотрудники центра, он забрал ее штурмом. Потом он написал заявление на меня, что это я похитила детей и его жену и удерживаю насильно, мне пришлось пережить немало неприятных минут общения с сотрудниками полиции. Хорошо, что я была не одна и мне помогла адвокат Мари Давтян. 

Почему насилие — это большая проблема? 

Это неправильно, когда кто-то, пользуясь физической, финансовой зависимостью, угнетает, унижает заведомо беззащитных людей. В случае с моей подругой я видела, как она истощена. Она была готова пойти и на крайний шаг от усталости, от непрекращающегося домашнего насилия. За пять лет брака она превратилась в тень себя, успешная менеджерка стала просто скелетом. И все это произошло потому, что домашний насильник не получал достаточного отпора, достаточного осуждения своих действий по отношению к семье, он чувствовал свою полную безнаказанность. 

Вы сталкиваетесь с ксенофобией в России? 

Сталкивалась и до сих пор сталкиваюсь. Чаще всего это бытовая ксенофобия и нетерпимость. Когда в метро могут толкнуть, обозвать на улице, не поздороваться в подъезде в ответ на твое приветствие. Когда видишь объявление о сдаче квартиры только для славян. На «Авито» я, кстати, Аля, знаете почему? Потому что пару раз передо мной захлопнули дверь со словами: не русским я не продам свои вещи или наоборот, не покупали мои лоты или просто не отвечали на мои сообщения в чате, видя мое имя. Написала в профиле Аля и всё, больше такого не случалось. На профессиональной почве я, слава Вселенной, с ксенофобией не столкнулась ни разу. Ни в ресторанной сфере, где проработала пять лет, ни сейчас, в сфере воспитания и развития детей. В школе, в детском саду, в колледже дети, бывает, сталкиваются с некоторыми проявлениями ксенофобии, но радует, что дети чаще всего проявляют здравый смысл и не так озабочены разделением людей в отличии от взрослых. 

Что бы вы посоветовали тем, кто собираются приехать в Россию работать? 

Я считаю, что детям надо давать образование. Надо воспитывать детей, учить их, читать им книги, разговаривать с ними. Но особенно в образовании нуждаются девочки. Образованная молодежь делает меньше ошибок, потому что они умеют анализировать, искать варианты выхода из сложных ситуаций. Я бы посоветовала девушкам не доверять первым встречным соотечественникам, пусть даже они кажутся на первый взгляд добрыми самаритянами. Я бы посоветовала всегда держать связь со своими родными и близкими, иметь под рукой контакты, куда следует обращаться в тяжелых жизненных ситуациях. Я бы посоветовала никогда не отдавать свои документы чужим лицам. Я бы посоветовала искать и проверять информацию о месте работы, о новых знакомых, благо сейчас есть соцсети, и можно получить минимальную информацию о любом человеке. 

Беседовала Софья Русова

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять