Чего боятся женщины в городе, как они вынуждены менять свое поведение, чтобы сохранить здоровье и жизнь, и можно ли сделать городское пространство комфортным для всех.
«Удобное место для преступления»
Только за прошедшее лето в Москве было совершено несколько изнасилований в общественных местах. В одном из парков на юге города двое молодых мужчин напали на 49-летнюю женщину: сначала угрожали убийство, потом изнасиловали. Во время утренней пробежки в Битцевском лесопарке неизвестный подбежал к девушке сзади, схватил за шею и попытался засунуть руки в интимные места. В июне в парке Царицыно мужчина изнасиловал девочку с особенностями развития. Мужчину задержали, оказалось, что ранее он был дважды судим за аналогичные преступления.
В августе на улице Гурьянова мужчина напал на незнакомую женщину в подъезде жилого дома и изнасиловал ее. Преступление произошло днем.
Летом 2021 года произошло сразу два изнасилования в «Лосином острове», а третьей пострадавшей удалось сбежать. История получила широкую огласку в федеральных СМИ, правоохранители заявили, что возбудили по факту изнасилований в парке уголовное дело, однако никакой информации, что преступник был найден и привлечен к уголовной ответственности, нет. Это лишь небольшая часть дел, которые оказались в публичном поле за последнее время. Женщины давно говорят о проблеме безопасности городских пространств и отсутствии какой-либо политики для ее решения.
В 2014 году фотограф Юлия Захарова поселилась рядом с Измайловским парком. Каждый день она гуляла там со своей собакой и была «безумно довольна», что живет рядом с таким местом.
Однажды днем Юля гуляла с собакой вдали от проторенных дорожек, когда рядом появился мужчина, попытался завести разговор. «На мои вежливые отказы стал хватать за руки, тащить глубже в лес, приговаривая: “А что такого”», – вспоминает Юлия. Возмутившись, девушка сообщила ему, что «сейчас ударит», и «вломила от души». Когда нападавший упал, Юлия с собакой убежали.
Когда Юлия обратилась в полицию, помощница участкового развела руками: «Для вас парк – это спорт и прогулки, а для неопределенного круга лиц – очень удобное место для преступления. Мы не можем вас там защитить». Реакция полицейских, по словам Юлии, была «максимально корректной», они показали каталог с фотороботами людей, которые уже привлекались за подобные преступления, но искать нападавшего не стали. Зато посоветовали девушке приобрести электрошокер или газовый баллончик.
Первые полгода после случившегося Юлия боялась ходить в парк. «Я выбирала другой маршрут, шла в небольшой сад. Я некомфортно себя чувствовала, потому что в целом стала анализировать контингент, который ходит в этот парк».

«Нам ставят ограничения»
Из-за небезопасности городской среды женщины вынуждены менять свое поведение. Юлия, например, сейчас «выбрала тактику» – гулять по широким велосипедным дорожкам и возле спортивных площадок, хотя очень любит природу и скучает по диким тропинкам. «Я понимаю, что нам ставят ограничения, это неправильно, я с этим не согласна, но какой у меня выбор? Отстаивать свое право ходить по дремучим тропинкам? То, что на меня напали, – не моя вина. Но чтобы этого больше не произошло, я вынуждена играть по этим правилам», – говорит она.
Одна из подписчиц Консорциума женских НПО рассказала, что на нее несколько раз нападали во время пробежки и прогулок с собакой. После этого девушке, как и Юлии, пришлось сменить тактику поведения: «Занятия спортом пришлось перенести на раннее утро, выгуливать собак – вооружившись перцовым баллончиком, а еще получить лицензию на травматическое оружие».
О том, как несовершенная городская среда заставляет менять поведение, говорили и участницы исследования «Женщины и страх в городе», которое осенью 2020 года сделали четыре исследовательницы Высшей школы экономики.
Быть бдительной, держаться поближе к людям, просить близких встретить в вечернее время суток, ускорять шаг, одеваться максимально незаметно – самые популярные, по мнению опрошенных, способы безопасно добраться из точки А в точку Б. При этом полицию и транспорт как факторы безопасности женщины оценивали полярно: кто-то доверял правоохранителям, кто-то, напротив, опасался. Так же и с транспортом: с одной стороны, там светло и есть люди, с другой – это место, где много незнакомцев.
Чтобы понять, какие элементы городской среды вызывают больше всего беспокойств у жительниц города, в августе 2023 года Консорциум женских НПО провел опрос в соцсетях (прим., приняло участие более 170 человек). Выяснилось, что 71% женщин в принципе не чувствуют себя безопасно в городе. В большинстве случаев (82,4%) чувство спокойствия зависит от времени суток и года: зимой и ночью – страшнее. Основные источники страха – это места, «где мало света и людей».
Среди самых опасных мест женщины назвали плохо освещенные улицы, парки, пляжи, промзоны, общественный транспорт (несмотря на наличие видеокамер), дворы, наземные и подземные переходы, парковки, остановки, проезжие части, частный сектор, лифты – то есть буквально все элементы городской среды.
Отдельные сложности вызывают заведения общепита, в частности, бары, «возле которых курят мужчины, они иногда подзывают или кричат вслед». «Зачастую я сталкиваюсь с домогательствами на людных улицах вечером, особенно в выходные, а также в общественном транспорте», – пишет одна из респонденток. Многие отмечают, что тревогу вызывают любые места, «где есть скопления мужчин и полное отсутствие контроля над ними»: бары, алкомаркеты, полицейские учреждения и другие места, где собираются мужские компании.
«Даже днем летом мужчины могут подходить и комментировать мой внешний вид: «Классные формы», «Отличная задница», свистеть и так далее», – рассказывает одна из участниц опроса. А другая пишет: «Моя история произошла больше 20 лет назад – на меня напали возле подъезда. Но когда я читаю новости, у меня складывается ощущение, что ничего не изменилось за эти годы».
«Город, где все чувствуют себя учтенными»
Специалистка по гендерному равенству в администрации шведского города Умео (население более 90 тысяч жителей) Анника Дален подтверждает, что женщины ограничивают свою мобильность, потому что боятся насилия, особенно в темное время суток.
«Если днем в парках все люди перемещаются свободно, то ближе к ночи мы увидим сокращение числа женщин. Это можно изменить, добавив больше освещения, но важно проговорить, что женщины боятся не мест — они боятся мужчин.<…> Поэтому не менее важно работать с поведением людей. Мы рассказывали, что можно сделать, если кому-то из знакомых нужна помощь или если у соседей происходит что-то, что похоже на насилие», – рассказывает Дален в интервью Forbes.
Жительницам Умео, как и россиянкам, было некомфортно находиться на многоэтажных крытых парковках. При этом многие женщины, как показал опрос Консорциума женских НПО, ради безопасности выбирают личный автомобиль: «На личном транспорте чувствуешь себя более защищенной». В Умео оказалось достаточно нескольких простых недорогих изменений, чтобы пространство стало дружелюбнее. «Мы перевесили лампы, чтобы они освещали не машины, а пространство между ними, перекрасили стены в белый цвет, чтобы было светлее, заменили тяжелые двери на автоматические (потому что когда руки заняты сумками, толкать дверь может быть трудно), на винтовой лестнице заменили глухие стены на остекление. Это простые меры, но они имеют значение», – говорит Дален.
Удачным в этом смысле примером можно считать Австрию – там с 1990-х годов уделяют особое внимание потребностям женщин в городе, а при планировании пространства учитывают гендерную проблематику.
Например, в жилом комплексе Frauen-Werk-Stadt, построенном в Вене в 1997 году, применяли «женскую точку зрения» в каждой детали – от места для хранения детских колясок на лестницах и широких площадок до гибкой планировки квартир и низкого первого этажа, который позволял видеть двор, где гуляют дети.
В 1999 году в Вене реконструировали два парка в районе Маргаретен: девочки, начиная примерно с девятилетнего возраста, прекращали туда ходить из-за доминирования мальчиков на баскетбольных площадках. Тогда в парках устроили площадки для волейбола и бадминтона, в который играли девочки, и оборудовали их спокойными зонами с уютными лавочками, где группы девочек могли посидеть, понаблюдать и поболтать. Более яркое освещение и оборудованные пешеходные дорожки усилили у них чувство безопасности – и они стали больше времени проводить в парке.
За четыре года, с 2002 по 2006-й, городские власти улучшили уличное освещение в еще 26 «проблемных» районах города. Кроме того, расширили тротуары, а несколько зон полностью освободили от заборов и других барьеров – чтобы можно было разместить детские коляски или инвалидное кресло.
Эксперты сходятся во мнении: комфортная городская среда с нормальным освещением и открытыми пространствами нужна всем жителям, а не только женщинам.
«Важно понимать, что женщины в данном контексте являются более язвимой социальной группой. Исследование женского опыта важно, чтобы подсвечивать проблемы, которые существуют, и потом придумывать что-то, что будет полезно для всех жителей – мужчин, детей, пенсионеров», — говорит одна из авторок исследования «Женщины и страх в городе» Алиса Сторчак.
Анника Дален из Швеции уверена: планируя город, следует учитывать различия в образе жизни мужчин и женщин, иначе «мы будем воспроизводить исторически сложившийся подход, при котором города планируются с точки зрения мужчин». Учитывая потребности каждой группы, можно сделать город более инклюзивным для всех – и тогда «все будут чувствовать себя учтенными».
Российские города понемногу становятся дружелюбнее к женщинам. В крупных городах, например в Москве и Санкт-Петербурге открываются коворкинги для женщин с детьми, где мамы могут спокойно поработать, пока дети в игровой комнате с няней.
Появляются и разные социальные проекты. Например, перед Чемпионатом мира по футболу Кризисный центр для женщин запустил в Петербурге проект Safe Drink: авторы составили карту мест, где сотрудников обучили основам «первой помощи» в ситуациях насилия. Девушки, у которых были причины опасаться за свою безопасность, могли зайти в заведение, назвать кодовое слово и получить помощь. В 2020 году появился проект «Галю», который объединял сотни заведений по всей стране, но сейчас сайт проекта недоступен. «Часть вопросов может решить грамотное проектирование пространств. Но важная проблема в городе — это не сами пространства, скверы и улицы, а люди, которые по ним перемещаются и которые пристают к женщинам, заставляют их чувствовать себя в опасности. Поэтому важная часть феминисткой урбанистики — просвещение, разговор о том, что гендеризированное насилие неприемлемо», — уверена соосновательница образовательного проекта FEM TALKS Анастасия Красильникова.
Текст: Александра Захваткина
Иллюстрация: Софья Ступенькова