Конституционный суд России принял к рассмотрению жалобу жительницы Москвы Галины Баскаковой: последние пять лет жизни она практически провела в судах и отделах полиции, пытаясь защититься от домашнего насилия. Ситуация длится с 2018 года- побои, психологическое насилие, препятствия в пользовании общим жильем, бытовые издевательства – такие как курение в квартире, загрязнение туалета и блокировка интернета – лишь часть той обстановки, в которой приходится жить Галине и ее дочери Надежде.
Устав добиваться справедливости и реакции со стороны полиции в одиночку, пострадавшая обратилась за помощью в Центр защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО. Вместе с адвокатами Марией Немовой и Анной Гордеевой пострадавшая несколько лет добивалась добросовестного расследования фактов домашнего насилия, но суды и правоохранительные органы отказывали в возбуждении уголовных дел частного обвинения по ее заявлениям, в которых она просила признать бывшего мужа виновным по статье 116.1 УК РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость).
В полиции ей отвечали, что такие уголовные дела возбуждает суд, а в суде — что полиция, в других случаях от нее требовали документы и доказательства, которые она физически не могла предоставить. В одном случае сроки привлечения к уголовной ответственности истекли до передачи материалов в суд. И только однажды, после избиения женщины и их дочери, мужчина был привлечен к уголовной ответственности за побои : его приговорили к 120 часам обязательных работ и обязали выплатить потерпевшей 10 тысяч рублей.
Подробно о деле Галины можно прочитать на нашем сайте.
В связи с нарушением конституционных прав пострадавшая направила жалобу в Конституционный суд на нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, не обеспечивающие действенной защиты жертвам домашнего насилия и не гарантирующие справедливого наказания агрессорам, а соответственно, и восстановления прав потерпевших. Жалобу в интересах пострадавшей подготовила юристка Мария Немова, ранее сопровождавшая дело Галины Баскаковой как адвокат.
Так, заявительница оспаривает четыре статьи УПК и просит признать их не соответствующими Конституции : статью 20 части 2 и 4 (виды уголовного преследования), 31 части 1 и 2 (подсудность), 147 часть 4 (возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения) и 318 части 1 и 3 (возбуждение уголовного дела частного обвинения). Кроме того в жалобе указано, что федеральному законодателю надлежит исходя из требований Конституции Российской Федерации, внести в действующее законодательство необходимые изменения, обеспечивающие проведение эффективного расследования случаев домашнего насилия, квалифицированных по статье 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и восстановления прав потерпевших.
В жалобе указано, что «реакция правоохранительных органов и суда на сообщения о насилии во многих случаях доставила заявительнице лишь дополнительные страдания. Рассмотрение заявлений и жалоб являлось крайне неэффективным, поскольку в действительности не влияло на расследование совершенных в отношении заявительницы преступлений, защиту заявительницы и привлечение виновного к ответственности. Безнаказанность насилия в отношении заявительницы способствовало повторности совершенных в отношении заявительницы преступлений».
Галина Баскакова рассказала, что получила письмо из Конституционного суда о том, что ее жалоба принята к рассмотрению 22 января. В письме указано, что рассмотрение дела пройдет без проведения слушания. Согласно закону о Конституционном суде, вопрос может быть разрешен без проведения слушания на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного суда Российской Федерации правовых позиций, либо если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии.
Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного суда по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений.