fbpx

Искусство против насилия: в Москве откроется «Нефиолетовая выставка /Nonviolet exhibition»

8 июля в арт-пространстве Cube.Moscow откроется «Нефиолетовая выставка / Nonviolet exhibition», посвященная проблеме домашнего насилия. В экспозиции будут представлены серии работ современных художниц Юлии Цветковой (внесена Минюстом России в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента), Юлии Наполовой, Алисы Гокоевой, художников Макса Отто и Руслана Меллина, а также фотографии ​​Аксаны Лисовской.

В ряде европейских языков фиолетовый цвет ассоциируется с насилием, потому что violet (фиолетовый) и violence (насилие) созвучны. В русском же фиолетовый ассоциируется с равнодушием — «всем всё фиолетово». Организаторы проекта неравнодушны к проблеме домашнего насилия и хотят еще раз напомнить о том, что оно разрушает жизни людей и приумножается при равнодушии и, значит, допущении большинства. «Судьбы героинь выставки свидетельствуют о том, что насилие возможно пережить, но ценой невероятных усилий, с незаживающими рубцами в душе и на теле», — подчеркивает куратор выставки Елена Крылова.

Немногие жертвы насилия готовы публично и откровенно говорить о своем опыте, тем ценнее жизнеутверждающая история просветительницы, создательницы и автора социального проекта в телеграмме «Как дальше» Ольги Симоновой, которая инициировала эту выставку. Ольга — одна из героинь документального фильма о жертвах домашнего насилия «Почему женщины убивают?», также приняла участие в фотопроекте, снятом московским фотографом Аксаной Лисовской, в этой серии портретов будет раскрыта возможность счастливой жизни после пережитого насилия.

Ольга Симонова: «Я мечтаю снять табу с проблемы домашнего насилия. Я бы хотела, чтобы девушки начали говорить о том, что с ними происходит без желания спрятать те ужасы, которые выпадают на их долю».

Ольга

Впервые покажет свои работы в качестве художницы московская архитектор Юлия Наполова, основательница и директор архитектурного бюро PSCulture. Ее работы «Страх разрушает» и «Просто фиалки» раскрывают тему личных границ и хрупкости жертв насилия через инсталляции, которые становятся поводом для рефлексии и включения в проблему.

Юлия Наполова: «”Здравствуйте! Меня зовут Ольга и я хочу, чтобы вы сделали мне выставку”, — настолько странный и неожиданный запрос от человек “с улицы», что я согласилась встретиться. Так произошло мое знакомство с нашей героиней. Оля рассказала мне свою историю. Концепции выставки на тот момент не было, но было невероятное желание сделать проект, который помог бы другим, представил ее историю как тяжелый опыт, который можно пережить и остаться человеком, построить свою жизнь заново, сделать что-то важное для других. Я была поражена и очарована этой силой, верой в победу и сразу же согласилась. Так мы начали работу».

Еще одна участница выставки — художница и активистка из Комсомольска-на-Амуре Юлия Цветкова (внесена Минюстом России в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента), известная своей общественной позицией и феминистскими взглядами. Для «Нефиолетовой выставки» были отобраны рисунки Юлии из двух серий — про одиночество и отчаяние людей, оказавшихся без поддержки, и про возможность обретения опоры внутри себя.

Проект московского фотографа Алисы Гокоевой, исследующей социальные проблемы, «Вы вообще люди» впервые был показан уличных стендах во Владикавказе. Портреты и истории женщин — жертв домашнего насилия — приводят к пониманию глубины проблемы и, одновременно, сложности публичной огласки, ведь лица героинь закрыты платками.

Лица на портретах пациентов другого участника выставки Руслана Меллина, напротив, изображены во всех ужасающих деталях. Челюстно-лицевой хирург по профессии, Руслан не смог оставаться в стороне — истории и портреты жертв домашнего насилия, нарисованные им от руки, вошли в книгу «Больная реальность», изданную издательством «Бомбора» в 2022 году.

Инсталляция «Поручни» из кос, сплетенных из женских волос, современного художника из Санкт-Петербурга Макса Отто, была впервые показана в петербургском метро. По сути это метафора насилия, когда любой прохожий при желании может почувствовать себя в роли нападающего, ведь это так просто, когда силы не равны. 

16, 23 и 30 июля в рамках выставки состоится открытая просветительская программа, включающая себя выступления юристов, психологов, представителей фондов и специалистов из разных областей, работающих с ментальным и физическим здоровьем.

Выставка проходит при поддержке:

Национальный центр для женщин, пострадавших от домашнего насилия Анна ( признана Минюстом иностранным агентом), Консорциум женских неправительственных объединений, инициатива «Каждая третья».

Об авторе

Ольга Симонова — идейный вдохновитель выставки и женщина, сама пережившая страшную историю, связанную с домашним насилием. Просветитель, создатель и автор социального проекта в телеграме «Как дальше», одна из героинь документального фильма о жертвах домашнего насилия «Почему женщины убивают?», в рамках своего проекта Ольга и ее соавторы исследуют, как строить здоровые, бережные отношения, рассказывают, как распознать насилие в отношениях, как доверять себе и своему телу, как поддержать себя после печального опыта или травмы.

О кураторе

Елена Крылова — куратор и основательница галереи и арт-магазинов Cubed и Art Vesna. Один из принципов работы — донести важные послания современного искусства через доступные произведения.

О художниках

Аксана Лисовская (Москва)

​​Родилась в 1991 г. в поселке Дубки Ярославской области. С 7 лет профессионально занималась спортом: гимнастикой, плаванием, акробатикой, футболом, самбо, военным многоборьем и метанием копья. С 14 лет снимала путешествия за спортивными победами, в 17 лет открыла для себя жанр репортажной фотографии, которой и посвящает все свободное время.

Алиса Гокоева (Москва)

Родилась во Владикавказе в 1987 году. Живет и работает в Москве. Закончила Кингстонский университет (Лондон, Великобритания) по специальности фотография. Специализируется на портретной и документальной съемке, экспериментирует с текстом, комбинирует разные виды изобразительного искусства, делает проекты с яркой социальной окраской.

Руслан Меллин (Хакасия)

По профессии челюстно-лицевой хирург, основными пациентами которого чаще всего являются женщины с различными травмами лица, которые убеждают врача, что «сами ударились». Их истории и портреты, нарисованные Русланом, вошли в книгу «Больная реальность», изданную издательством «Бомбора» в 2022г.

Юлия Наполова (Москва)

Основательница и директор архитектурного бюро PS Culture. Бюро спроектировало множество музейных выставок по всей России, среди которых «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже (2019),  экспозицию Москвы на Экспо-2020 в Дубае, а также  выставку «Энди Уорхол и русское искусство» в Севкабеле (2020). 

Макс Отто (Санкт-Петербург)

Художник из Санкт-Петербурга, который работает на стыке различных медиа и направлений: живопись, стрит-арт, паблик-арт, акционизм.

Юлия Цветкова (Комсомольск-на-Амуре) ( внесена Минюстом России в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента), Российская художница и активистка из Комсомольска-на-Амуре. С 2019 года подвергается уголовному преследованию, которое по мнению правозащитников связано с общественной позицией и феминистскими взглядами фигурантки. В 2020 году Городской музей Амстердама Стеделейк (Нидерланды) приобрел рисунки Юлии в свою коллекцию.

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять