fbpx

Адвокат Мари Давтян: «Запрет говорить о праве человека не иметь детей — вмешательство в частную жизнь и очередное узаконенное репродуктивное давление на женщин»

В России вернулись к обсуждению на государственном уровне запрета и наказания за «пропаганду добровольного отказа от рождения детей». Впервые об этом заговорили парламентарии заксобрания Башкирии: совместно с депутатом Госдумы Эльвирой Аиткуловой они внесли в Госдуму законопроект о запрете «пропаганды чайлдфри» еще в сентябре 2022 года. Тогда этот вариант законопроекта был снят с рассмотрения, но позже внесен вновь с некоторыми изменениями. Он касался внесения изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в части установления запрета к распространению среди детей информации о добровольном отказе от рождения детей и идеологии бездетности). В июне о том, что свою версию законопроекта готовит и Минюст, заявил заместитель министра юстиции Всеволод Вуколов. В своем выступлении чиновник назвал позицию добровольного отказа от рождения детей «экстремистской идеологией». 

23 сентября ТАСС сообщил, что правительство России поддержало законопроект о введении административного наказания за пропаганду отказа от деторождения по аналогии с наказанием за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и смены пола. 

Изменения предлагается внести в кодекс об административных правонарушениях. 

Правозащитница, адвокат Мари Давтян отметила, что подобная инициатива лишь усугубит ситуацию с правами женщин в России: 

«Этот законопроект посягает на открытое обсуждение репродуктивного выбора, что касается в первую очередь женщин и девочек. Сегодня мы видим, как основное давление государства по вопросу рождения детей и выполнения государственных установок по повышению рождаемости происходит в отношении женщин. Мужчины такого давления не испытывают, государство не требует от них реализоваться в отцовстве. Это хорошо подтверждает колоссальная задолженность по алиментам перед детьми и низкая вовлеченность в воспитание детей. Кроме того, если говорить о юридической стороне вопроса, нет никакой правовой определенности в понятии пропаганда, нет вообще никакого понятия — что такое добровольный отказ и что такое идеология бездетности. В КоАП должно выноситься правонарушение, то есть общественно опасное деяние посягающее на какие-то общественные отношения. Но тема рождения детей — это вопрос личной жизни , в который государство не должно вторгаться. Кроме того, закон посягает на свободу выражения мнений и свободу слова», — прокомментировала адвокат Мари Давтян. 

На сегодняшний день запрета на движение childfree или публичного отказа от родительства как такового не существует ни в одной стране мира. В некоторых странах или обществах идеология childfree подвергается культурному, социальному или моральному осуждению, а также существует государственная политика, направленная на стимулирование рождаемости, которая неофициально выступает против идей, связанных с отказом от родительства. Например в некоторых католических странах (в Польше или на Филиппинах), где католическая церковь имеет значительное влияние, childfree может восприниматься негативно с точки зрения морали и культуры, поскольку католицизм поощряет брак и продолжение рода. Однако о запрете, а тем более наказании за публичное обсуждение отказа заводить детей речи не идет.

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять