fbpx

5 октября пройдет отбор присяжных по делу сестер Хачатурян

5 октября в Мосгорсуде должны отобрать присяжных по делу Крестины и Ангелины Хачатурян, обвиняемых в убийстве отца. Коллегия должна будет вынести решение — виновны ли девушки. 

О том, какие риски могут быть при формировании коллегии рассказала адвокат Светлана Давыдова.

В нашей Конституции в случаях, предусмотренных федеральным законом закреплено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Десять лет после принятия Конституции, процедура по отбору присяжных и их обязанностям были наконец прописаны в законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

 В 2018 году в него внесли поправки: численность коллегий присяжных сократилась до восьми в судах уровня субъекта и до шести в районных судах. Согласно одной из статей этого закона, кандидаты в присяжные от муниципального образования определяются путём случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы «Выборы» на основе содержащихся в её информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума.

По словам адвоката Светланы Давыдовой, имеющей большую практику ведения дел в судах с участием коллегии присяжных, нередко складывается ситуация, когда сторона обвинения предполагает, что вердикт может оказаться положительным для защиты и тогда запускается процесс расформирования коллегии. Для этого используются различные приёмы. Присяжный может заболеть, перестать являться в суд и когда не остаётся запасных присяжных, коллегия расформировывается и назначается новый отбор.

«В коллегию возможно ввести большинство подставных, а большинства достаточно для обвинительного вердикта. В коллегию попадают “нужные” люди и принимается то решение, которое будет в интересах государства. А в интересах государства, чтобы не был оправдан никто. Потому что государство считает, что оправдательный приговор – это брак в работе следственных органов», – говорит адвокат.

Светлана Давыдова отмечает, что настоящие присяжные всегда относятся к работе следственных органов, результаты которой им представляют в качестве доказательств по тому или иному уголовному делу, с заметной долей скепсиса. «В обычном процессе понятно, что сторона обвинения не критична к работе следственных органов, а суд тем более – не критичен к ней практически никогда. Мы вообще не можем сказать, что в нашей стране существует “судебная власть”, поскольку таковой может признаваться только независимый орган, но мы, к сожалению, не можем сказать, что суд у нас независим. В России не судебная власть, а “судебная система”, а никакая система не может быть независимой», – считает Давыдова.

«В нормальных условиях, в нормальной процедуре с соблюдением правил с большей долей вероятности адвокат выиграет. Ходатайство о такой форме судопроизводства заявляется осознанно. Адвокат имеет сформировавшуюся позицию. Он знает, как это будет доказывать. И когда ты играешь по правилам и все эти правила соблюдаются, адвокат как правило выигрывает потому что все дела расследуются безобразно, доказательства оставляют желать лучшего всегда, у нас нет гениальных следователей сейчас которые могут идеально расследовать дело и направить его в суд, это просто господа оформители: они понимают, что в суде сейчас пройдет все. У нас судить скоро будут исключительно по ощущениям. Если эксперимент чистый, то адвокат выиграет. У нас не возникает необходимости как то воздействовать на тех же присяжных. У нас единственная просьба сделать эту процедур открытой», – рассказала адвокат.

В конце 2019 года заместитель генпрокурора Виктор Гринь отказался утверждать обвинительное заключение по делу сестер Хачатурян, посчитав, что выводы следствия не соответствуют реальным обстоятельствам произошедшего. Судмедэкспертиза также подтвердила, что Михаил Хачатурян нанес тяжкий вред здоровью дочерей.

30 января Генпрокуратура обязала Следственный комитет переквалифицировать дело об убийстве Михаила Хачатуряна дочерьми в необходимую самооборону.

В мае 2020 года ведомство отказалось переквалифицировать действия сестер с учетом всех доказательств, собранных следователями. Дело ушло в суд с квалификацией «убийство по предварительному сговору».

12 июля Генпрокуратура утвердила сестрам обвинительное заключение.

Защита утверждает, что дело следует квалифицировать как необходимую оборону, потому что девушки (на момент совершения убийства одна из них была несовершеннолетней) долгие годы жили в атмосфере насилия со стороны отца.

Дело сестер Хачатурян вызвало широкий общественный резонанс. В городах России регулярно проходили пикеты и акции с требованием смягчить приговор и изменить законодательство в вопросах домашнего насилия. По данным «Левада-Центра», почти половина женщин (47%) поступок сестер оправдывает.

Иллюстрация: Дария Ахмедова

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять