fbpx

24 марта Международный день права на установление истины в отношении грубых нарушений прав человека и достоинства жертвы

Эту дату учредили  в ООН в 2010 году в память об убитом архиепископе Оскаре Арнульфо Ромеро.  Ромеро последовательно и решительно осуждал нарушения прав человека наименее защищенных людей в Сальвадоре. 24 марта 1980 года, во время богослужения архиепископ был убит выстрелом в сердце из винтовки. Убийство было совершено на следующий день после проповеди, в которой он призвал сальвадорских солдат как богобоязненных христиан прекратить насилие и нарушения прав человека. 

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в своем послании отметил:  “Отдавая должное бесстрашию правозащитников во всем мире, давайте же возьмем на себя обязательство защищать тех, кто добивается установления истины и справедливости, и содействовать предоставлению жертвам эффективных средств правовой защиты и восстановлению их достоинства”.

В России пострадавшие не всегда могут получить доступ к эффективным  средства правовой защиты по  целому ряду причин. Одна из них- нарушение прав потерпевших. Эту проблему исследует на примере работы своего института Уполномоченная  по правам человека в России Татьяна Москалькова.  В январе она  опубликовала тематический доклад “Соблюдение и защита прав потерпевших в уголовном процессе”. 

В докладе рассмотрены проблемы правоприменительной практики по обеспечению прав потерпевших, перспективы совершенствования законодательного регулирования прав потерпевших и даны рекомендации по повышению эффективности защиты прав человека. Большая часть  в доклада посвящена  проблеме домашнего насилия и соблюдению прав пострадавших в ситуации насилия.  Приведем некоторые важнейшие части доклада. 

 Права потерпевших от преступлений в общественном мнении

В докладе указано, что на практике реализация конституционного требования о защите прав потерпевших, осуществляется не всегда полно и своевременно. Жертвами преступлений, согласно официальной статистики, ежегодно становятся более полутора миллионов человек. Однако фактически, с  учетом высокой латентности преступности, эта цифра намного выше. По данным социологических исследований половина жертв преступных посягательств не обращается за помощью в правоохранительные органы. При этом даже в  случае обращения в  государственные органы далеко не всегда жертве преступления удается получить доступ к правосудию и добиться восстановления социальной справедливости. В докладе на основе анализа обращений, поступающих к  Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, и обобщения правоприменительной практики рассматриваются основные проблемы, связанные с соблюдением и защитой прав потерпевших от преступлений.

 Согласно официальной статистики в  первом полугодии 2020  года в  уголовном процессе потерпевшими признаны 784 185 человек, в  2019  году  — 1 617 177, в 2018 году — 1 573 096, в 2017 году — 1 651 033, в 2016 году — 1 787 911. Таким образом, каждый год количество жителей России, ставших жертвами преступлений, соизмеримо с числом жителей крупного города. Вместе с тем, как уже отмечалось, по данным социологических исследований около половины лиц, столкнувшихся с преступным посягательством, не спешат с заявлением в компетентные органы .

Причины этому явлению различны. Одним из индикаторов реального соблюдения прав потерпевших является общественное мнение. По результатам его изучения во многом можно судить об уровне защищенности этой ключевой фигуры уголовного процесса и проблемах, имеющихся в этой сфере. Согласно социологическому опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пострадавшие от преступлений не обращаются за помощью в правоохранительные органы чаще всего потому, что не верят в помощь правоохранительных органов (39%)  .

По данным всероссийского виктимизационного опроса, обращения пострадавших от преступлений в правоохранительные органы менее, чем в половине случаев приводят к возбуждению уголовного дела. 

Характер обращений по вопросам защиты и соблюдения прав потерпевших 

Наибольшее количество обращений из года в год связано с нарушениями прав на первоначальном этапе уголовного судопроизводства  — при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений о преступлениях. Заявители жалуются на отказ в приеме заявления о преступлении, в том числе по фактам домашнего насилия, незаконную передачу материалов по подследственности, укрытие преступлений от учета и  регистрации, формальный подход сотрудников правоохранительных органов к  проверке заявления о  преступлении, проведение поверхностных проверок, затягивание их сроков.

Особого внимания требуют жалобы женщин, пострадавших от домашнего насилия, на нарушение их права на доступ к правосудию. 

К Уполномоченному обратилась А. с  жалобой на непринятие мер реагирования правоохранительными органами по фактам семейного насилия со стороны ее бывшего супруга. После обращения Уполномоченного в прокуратуру Краснодарского края постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела отменено в связи с неполнотой проведенной проверки. Кроме того, в адрес руководителя следственного органа внесено требование в связи с длительным непринятием законного и обоснованного решения по рассматриваемому сообщению о преступлении. 

Аналогичные обращения поступают к  уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации.

К уполномоченному по правам человека в  Пермском крае поступила жалоба бездействие сотрудников полиции отдела МВД России по Красновишерскому району в связи с систематическим избиением гражданином Г. гражданки Ч. и ее несовершеннолетних детей. По каждому случаю избиения заявительница обращалась в отдел полиции, однако никаких мер в течение трех лет правоохранительными органами не принималось. Только после обращения регионального уполномоченного к прокурору Красновишерского района Пермского края следователем по особо важным делам Чердынского МСО СУ СКР по Пермскому краю возбуждено уголовное дело в отношении Г. по пунктам «г», «д» части 2 статьи 117 УК РФ. 

К уполномоченному по правам человека в Новосибирской области обратились мать и  дочь по вопросу бездействия отделов полиции по заявлениям о  совершении в  отношении них преступлений гражданином Т. Около года сотрудники отдела полиции № 5 «Дзержинский» УМВД России по г. Новосибирску и  отдела МВД России по Мошковскому району области не реагировали на заявления о систематическом избиении женщин гражданином Т. Региональным уполномоченным в  интересах заявительниц направлено в  прокуратуру области обращение о проведении проверки и принятии мер реагирования по фактам бездействия органов полиции, по результатам проверки доводы заявительниц нашли свое подтверждение. В связи с допущенной ранее сотрудниками полиции волокитой при проведении уголовно-процессуальных проверок по заявлениям о преступлениях прокурором в адрес руководителей отделов полиции № 5 «Дзержинский» и по Мошковскому району были внесены представления об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства. Представления были удовлетворены, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По факту причинения вреда здоровью материалы были направлены по подсудности мировому судье.

 К Уполномоченному по правам человека в  Нижегородской области обратилась 79-летняя жительница города Нижнего Новгорода С., которая систематически подвергалась избиению ее взрослым неработающим сыном с целью вымогательства денег на выпивку. В некоторых случаях в отделе полиции были зафиксированы побои, однако реальных мер воздействия со стороны сотрудников полиции, кроме бесед, к  ее сыну не принималось. После очередных угроз она была вынуждена уйти из общей с  сыном квартиры жить к соседям. Только после обращения регионального уполномоченного в ГУ МВД России по Нижегородской области сын был привлечен к уголовной ответственности по статье 117 УК РФ «Истязание», был взят под стражу и затем приговорен к реальному лишению свободы. К  сотрудникам районного отдела полиции, занимавшимся волокитой, приняты меры дисциплинарного воздействия. Подобных примеров множество, и далеко не всегда даже вмешательство прокурора способно обеспечить защиту прав пострадавших. Проблемы жертв домашнего насилия имеют комплекс социально- экономических и юридических аспектов, однако они настойчиво требуют своего разрешения.

Направления  совершенствования законодательного регулирования прав потерпевших 

Согласно тематическому докладу существенной проблемой является отсутствие достаточных гарантий возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением. Анализ правоприменения действующих норм свидетельствует о  недостаточности мер побуждения обвиняемых (подозреваемых) к  возмещению вреда. 

Результаты рассмотрения жалоб, поступающих к  Уполномоченному по правам человека в  Российской Федерации и  к  уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют, что пострадавшие, заявившие о  совершенном в  отношении них преступлении, зачастую лишены возможности обжаловать необоснованные процессуальные решения по их обращениям. Они попросту не извещаются (либо извещаются с  опозданием) о  принятом по их обращению процессуальном решении.

Целый пласт проблем наблюдается в сфере защиты жертв домашнего насилия. В  2019  году обеспечение Российской Федерацией защиты граждан от домашнего насилия стало предметом рассмотрения ЕСПЧ. По делу «Володина против России» (Case of Volodina v. Russia) ЕСПЧ признано нарушение статей 3 и 14 Конвенции, при этом в описательной части решения суда отмечается неэффективность действующих в нашей стране средств правовой защиты.

ЕСПЧ также пришел к  выводу, что российские власти не смогли создать законодательную базу для борьбы с насилием в семье, расследования и судебного преследования жестокого обращения с  заявительницей в  соответствии с  существующими положениями уголовного права. Более двух лет не возбуждалось уголовное дело несмотря на опасность, грозившую потерпевшей, систематический характер насилия и реальную угрозу ее жизни.

Однако реализуемые меры профилактики насилия в  отношении женщин, в  том числе семейно-бытового насилия, сложно признать достаточными. Чаще всего насилие в отношении женщин совершается в семье. Половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация, в которой участвуют близкие люди.

Проблемы жертв домашнего насилия имеют комплекс социально-экономических и юридических аспектов и настойчиво требуют своего разрешения. Многие государства отходят от модели простого реагирования на свершившийся факт правонарушения и активно внедряют превентивные меры сдерживания социальных девиаций.

Такой подход выражается в  наложении в  административном порядке на лиц, склонных к правонарушениям, домашнему насилию и другим отклонениям в поведении, запретов и предписаний. Несоблюдение принудительных превентивных мер влечет полицейское реагирование и усиление данных мер.

Административные запреты и  предписания, нацеленные на предотвращение будущих событий, а  также система санкций за их нарушение, могли бы значительно снизить угрозу домашнего насилия в частности и повторной преступности вообще. При этом выполнение функции контроля за выполнением административных запретов и предписаний может быть возложено не только на правоохранительные органы, но и  учреждения образования, здравоохранения, иные организации, а  также общественность через программу «активный гражданин». Власти на местах смогли бы определять конкретные способы реализации задач предупреждения правонарушений.

С полным текстом доклада можно ознакомиться тут

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять