fbpx

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин признал очередное нарушение со стороны российских властей

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин* признал очередное нарушение со стороны российских властей. Дело X. and Y v. RUSSIA стало третьим по счету делом о домашнем насилии в отношении России, рассмотренным Комитетом. В Москве заявительнице помощь оказывал Консорциумом женских НПО.

Комитет снова указал на то, что Россия не выполняет принятых на себя обязательств по защите женщин от домашнего насилия.

Две заявительницы в течение нескольких лет подвергались систематическому насилию со стороны бывших мужей. Они неоднократно подвергались избиениям (в том числе в общественных местах и в присутствии детей), агрессоры преследовали их и угрожали убийством.

Несмотря на это ни полиция, ни суды не предпринимали действенных мер для эффективного расследования этих преступлений. Вместо этого полиция рекомендовала женщинам самостоятельно подавать заявление мировому судье для возбуждения уголовного дела частного обвинения. Когда заявительницы попросили полицию возбудить дела в публичном порядке (ч. 4 ст. 20 УПК РФ) им было отказано. Суды вынесли решения о законности этих отказов.

Заявительницы также не могли получить бесплатную юридическую помощь, поскольку дела этой категории не включены в закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В своих обращениях заявительницы просили Комитет обязать Российскую Федерацию исправить нарушения, в результате которых не были соблюдены их права на справедливое судебное разбирательство и на возможность доступа к правосудию.

Заявительницы утверждают, что в их делах власти очевидно руководствовались стереотипным, широко распространенным в России представлением о том, что насилие в семье не несет серьезной и «реальной» опасности для жизни, здоровья, физической и психической неприкосновенности жертвы, является «частным делом» семьи, а уголовное преследование виновного не представляет публичного интереса.

Полицейские и судьи руководствовались дискриминационным убеждением о том, что женщина – жертва домашнего насилия с легкостью может защищать себя сама, тем самым проигнорировав особенности жизненной ситуации этих женщин и характер пережитого ими насилия.

Заявительницы просили Комитет обязать Российскую Федерацию исправить нарушения, а также обеспечить эффективное расследование их дел и наказать виновных, выплатить денежную компенсацию морального вреда, признать публичное нарушения прав, принести публичные извинения и предоставить психологическую реабилитацию.

В жалобах также содержатся требования общего характера, а именно:

— устранить любые положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, позволяющие осуществлять уголовное преследование преступлений совершенных в семье в порядке частного обвинения;

— гарантировать, что уголовное преследование в делах о насилии в семье будет производиться только со стороны властей;

— освободить жертв насилия в семье от ответственности присутствия на судебных слушаниях после того, как они дали показания в суде;

— обеспечить бесплатную юридическую помощь жертвам насилия в семье для любых форм юридических процедур, включая представительство в уголовных делах;

— создать достаточное количество кризисных центров, обеспечивающих убежище и психологическую реабилитацию для всех жертв насилия в семье;

— проводить обязательные тренинги для сотрудников правоохранительных органов и судебной системы по вопросам прав женщин и гендерного насилия, включая насилие в семье;

— установить обязательные реабилитационные программы для виновников насилия в семье;

— производить сбор развернутой статистики по преступлениям, совершенным в отношении женщин.

 

В рамках рассмотрения дела свои комментарии (amicus briefs) по проблеме насилия в семье в России также прислали проект «Правовая инициатива» и Equality Now.

 

Комитет рекомендовал властям Российской Федерации:

— Подписать и ратифицировать Стамбульскую Конвенцию;

— Принять всеобъемлющее законодательство для защиты от гендерного насилия, включая домашнее насилие; установить публичный характер преследования за любые акты физического или сексуального насилия в отношении женщин и девочек;

— Обеспечить публичный характер уголовного преследования за акты насилия в семье и пересмотреть систему частного характера уголовного преследования, которая неоправданно возлагает бремя доказывания полностью на жертв насилия;

— Принять специальный протокол расследования дел о насилии в семье, обеспечить предоставление мер защиты;

— Обеспечить обязательную подготовку судей, полицейских и прокуроров;

— Проводить эффективное расследование актов насилия в семье;

— Предоставлять жертвам насилия бесплатную юридическую помощь;

— Предоставлять реабилитационные программы для виновников насилия в семье.

 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:

Валентина Фролова, адвокат одной заявительниц: «Это знаковое решение по нескольким причинам. Во-первых, оно демонстрирует, как «система» работает в самых ресурсных регионах. Моя доверительница проживала в Санкт-Петербурге, доверительница адвоката Мари Давтян – в Москве. Тем не менее, ни одна из них не смогла получить защиту со стороны полиции или суда, которые остались глухи к их настойчивым просьбам о помощи.

Во-вторых, в решении Комитет однозначно отметил, что использование частного характера уголовного преследования (уголовное дело частного обвинения) в случаях насилия в семье недопустимо.

В жалобе мы делали акцент на неадекватности этого средства правовой защиты в ситуациях насилия. Этот механизм укрепляет стереотипное представление о насилии в семье, как о «частном» и «незначительном» деле. А из-за процессуальных особенностей (совмещение процессуальной роли обвинителя и потерпевшего, самостоятельный сбор доказательств, обязанность присутствия на всех заседаниях) в большинстве случаев это абсолютно недоступная для жертв насилия процедура.

Например, моя доверительница проживала в убежище для женщин, пострадавших от насилия, поскольку каждая встреча с ее бывшим супругом приводила к новым побоям, и она опасалась за свою жизнь. У нее на руках было двое детей, одному из которых на тот момент было чуть больше года. Состояние здоровья одного из детей требовало ухода.

В таких условиях, а также учитывая пережитую самой заявительницей серьезную травму, было совершенно невозможно выступать частным обвинителем в суде и лично присутствовать на судебных процессах. Особенно, учитывая, что в Петербурге весь процесс может занять около года, а защита потерпевших никак не обеспечивается.

Комитет согласился с нами, отметив, что частный характер уголовного преследования в делах о домашнем насилии не способен обеспечить реализацию обязательств властей по предотвращению и наказанию таких актов. Таким образом, Комитет окончательно отмел все сомнения относительно неадекватности данного механизма. Это имеет серьезное значение не только для России, но и для других юрисдикций, в которых сохраняется эта порочная практика.

Наконец, Комитет призвал Российские власти как можно скорее принять специальное законодательство для защиты женщин, переживших гендерное насилие. Среди прочего Комитет отметил обязанность властей предоставлять жертвам насилия бесплатную юридическую помощь. Комитет в очередной раз указал, что так называемая «декриминализация» побоев была шагом в неверном направлении, приведшим к росту безнаказанности лиц, совершающих насилие.

В третий раз Комитет настойчиво рекомендует властям Российской Федерации как можно скорее обеспечить защиту женщин от гендерного насилия.

В июле этого года, благодаря блестящей работе наших коллег из проекта «Правовая инициатива», Европейский суд по правам человека в деле «Володина против России» впервые высказался о неадекватности существующих в России правовых механизмов. Также ожидают коммуникации и рассмотрения в Европейском суде и другие жалобы о насилии в семье против России, среди которых несколько дел наших доверительниц.

Большое число жалоб свидетельствует о масштабах проблемы насилия в семье и безнаказанности применяющих насилие лиц. Нарушения прав женщин должны прекратиться немедленно. Необходимо незамедлительно обеспечить женщинам эффективную защиту от всех форм насилия».

 

_____________________________________

* Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) является органом независимых экспертов, наблюдающих за выполнением государствами-участниками Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

 

Поделиться:

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Подписаться Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять